Мажор

Мажор (лат. dur, durus — твердый, итал. maggiore, фр. majeur — большой) в современной западной музыке — один из основных видов лада (наряду с минором). Характерная особенность мажора — третья ступень диатонической гаммы, отстоящая от первой ступени на большую терцию (отсюда и название лада). Мажорный лад строится следующим образом: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Лад с таким порядком называется натуральным мажором. Кроме того, существует гармонический мажор. Каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

I ступень - тоника (Т),
II ступень - нисходящий вводный звук,
III ступень - медианта (средняя),
IV ступень - субдоминанта (S),
V ступень - доминанта (D),
VI ступень - субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень - восходящий вводный звук.
Это верно и для минора.

При обозначении тональности слово «мажор» прибавляется к названию тоники, например «До мажор» (С-dur), «фа-диез мажор» (Fis-dur) и т. п. Необращенное мажорное трезвучие включает большую терцию, образованную между основным тоном и третьей ступенью, и малую терцию, построенную от третьей ступени.

Обычно окраска звучания мажорных произведений субъективно воспринимается как светлая и «радостная», в противоположность окраске минора. Контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке.

Тональности

Квинтовый круг
Знаки альтерации: +Ces +Ges +Des +As +Es +B   +Fis +Cis +Gis +Dis +Ais +Eis
Мажорные тональности: Ges-Dur Des-Dur As-Dur Es-Dur B-Dur F-Dur C-Dur G-Dur D-Dur A-Dur E-Dur H-Dur Fis-Dur
Минорные тональности: es-Moll b-Moll f-Moll c-Moll g-Moll d-Moll a-Moll e-Moll h-Moll fis-Moll cis-Moll gis-Moll dis-Moll

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home