Аввакум Петров

Авваку́м Петро́в, Аввакум Петрович (в старом произношении — Авва́кум) (1620 или 162114 апреля (по новому стилю) 1682) — один из наиболее выдающихся оригинальных русских писателей, противник реформ патриарха Никона XVII века, протопоп города Юрьевца-Поволожского. Ему приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое «Житие». Старообрядцы почитают Аввакума мучеником и имеют его иконы.

Жизнь

Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, угрюмого и строгого нрава, он приобрёл известность довольно рано как сторонник православия, занимавшийся также изгнанием бесов.

Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил, в результате чего около 1651 был вынужден бежать от возмущённой паствы в Москву. Здесь Аввакум Петрович, считавшийся учёным и лично известный царю, участвовал в проводимой при патриархе Иосифе «книжной справе». Когда Иосиф скончался в 1652, новый патриарх Никон заменил прежних московских справщиков малороссийскими книжниками во главе с Арсением Греком.

Аввакум занял одно из первых мест в ряду приверженцев старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона. Уже в сентябре 1653 его бросили в тюрьму и стали уговаривать, однако безуспешно. Аввакум Петрович был сослан в Тобольск, затем 6 лет находился при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «даурской земли», доходил до Нерчинска, Шипки и Амура, терпя не только все лишения тяжёлого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных «неправдах».

Между тем Никон потерял всякое влияние при дворе и в 1663 Аввакум был возвращён в Москву. Первые месяцы его возвращения в Москву были временем большого личного торжества Аввакума — сам царь показывал расположение к нему. Однако уже вскоре, убедились, что Аввакум Петрович не личный враг Никона, а противник господствующей церкви. Через боярина Родиона Стрешнева царь посоветовал ему, если не присоединиться к реформированной церкви, то по крайней мере не критиковать её. Аввакум Петрович последовал совету, однако это продолжалось не долго. Вскоре он ещё сильнее прежнего стал критиковать архиереев, 4-х конечный крест, исправление символа веры, Трёхперстное сложение, Партесное пение, отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и даже послал челобитную царю, в которой просил низложить Никона и восстановить иосифовские обряды.

В 1664 Аввакум Петрович был сослан в Мезень, где он пробыл полтора года, продолжая свою проповедь и поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Иисуса Христа», «протосингелом российской церкви». В 1666 Аввакум был вновь привезён в Москву, где 13 мая после тщетных увещеваний на соборе, собравшемся для суда над Никоном, его расстригли и прокляли в Успенском соборе за обедней, в ответ на что он тут же наложил анафему на архиереев.

И после этого не отказывались от мысли переубедить Аввакума Петровича, расстрижение которого было встречено большим возмущением и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума Петровича царицы было в его день расстрижения «великое нестроение» с царём. Вновь уговаривали Аввакума Петровича уже перед лицом восточных патриархов в Чудове монастыре, но он твёрдо стоял на своём. В это время его сообщников казнили. Аввакум Петрович же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск (1667). При этом ему не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, были сосланы в Пустозёрск.

14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его дерзкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он просил царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь и его, и его товарищей, и все они были сожжены в Пустозёрске.


5 июня 1991 в селе Григорово Нижегородской области состоялось открытие памятника Аввакуму.

Вероучительные взгляды Аввакума Петровича сводятся к отрицанию реформ Никона, которые он ставит в связь с «римской блудней», то есть с латинством. Кроме того, в святой Троице он различал три сущности или существа, что и дало первым обличителям раскола повод говорить об особой секте «аввакумовщины», которой на самом деле не было, так как его взгляды на святую Троицу не были приняты старообрядцами.

См. также

Ссылки


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home