Ермоген (Голубев)

Ермоген (в миру Алексей Степанович Голубев) — архиепископ (3 марта 1896 года, Киев7 апреля 1978 года, Жировицкий монастырь), деятель Русской православной церкви.

Содержание

Семья

Отец — профессор Киевской духовной академии и университета, доктор церковной истории С. Т. Голубев.

Брат — Владимир Голубев (1891—1914), активист монархического движения в Киеве, один из инициаторов «дела Бейлиса». Был студентом университета, во время Первой мировой войны прапорщик, погиб на фронте.

Образование

В 1915 году окончил 3-ю Киевскую гимназию с серебряной медалью и поступил в Московскую духовную академию. В 1919 году окончил академию со степенью кандидата богословия.

Священнослужитель

8/21 июня 1919 года епископом Феодором (Поздеевским) в Московском Даниловом монастыре пострижен в монашество и им же 25 августа (7 сентября) того же года рукоположен во иеродиакона. В том же году направлен в качестве миссионера в Киево-Печерскую Лавру. 15/28 августа 1921 года в Московском Успенском соборе на Крутицах Святейшим Патриархом Тихоном рукоположен во иеромонаха и определен членом Духовного Собора Киево-Печерской Лавры.

В 1921 году — участник Православного Всеукраинского Собора. 10/23 июля 1922 года митрополитом Михаилом, Экзархом Украины, возведен в сан архимандрита и назначен Киевским епархиальным миссионером.

18 октября 1926 года назначен настоятелем Киево-Печерской Лавры, которая в то время насчитывала 600 с лишним человек. В связи с занятием всех лаврских храмов обновленцами, богослужения совершались в то время в Ольгинской церкви на Печерске в Киеве. Братией Лавры управлял до 1931 года включительно.

Арест, заключение в лагере, продолжение служения

В 1931 году арестован «за антисоветскую деятельность» и приговорен к 10 годам лагерей. В лагере у него началась тяжелая болезнь легких, в связи с которой его освободили раньше срока, в 1939 году.

С марта 1945 года был настоятелем церкви в поселке Трусово Астраханской области. В июне того же года назначен настоятелем Астраханского кафедрального собора.

С сентября 1948 года по январь 1953 года был настоятелем собора в г. Самарканде, где у него налаживаются близкие дружеские отношения с замечательными православными подвижниками — будущим архимандритом Борисом (Холчевым), архимандритом Серафимом (Суторихиным) и профессором-филологом Алексеем Шенроком. Здесь же отец Ермоген знакомится и со священником Сергием Никитиным (впоследствии епископ Стефан), который годы спустя окажется предшественником владыки Ермогена на Калужской кафедре.

Ташкентский архиерей

1 марта 1953 года в Московском Богоявленском Патриаршем соборе хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. С ноября 1955 года по июнь 1956 года временно управлял Алма-Атинской епархией.

По его инициативе было начато в Ташкенте строительство обширного вместительного Успенского храма (до 4 тысяч человек), который 11 декабря 1957 года был освящен. Получить от властей разрешение на такое строительство было невозможно. Тогда владыка получил берет разрешение на реставрацию старой церкви, находящейся в приспособленном здании и тут же начал стремительное строительство собора. Храм возводился вокруг старой церкви, и до конца строительства здесь шли ежедневные службы. Когда строительство запретили, было уже поздно — храм стоял. Так же стремительно был построен и храм в Самарканде. Кроме вышеназванных храмов под руководством архиепископа Ермогена были построены новый собор в Ашхабаде, большая каменная крещальня в городе Фрунзе (современный Бишкек), отреставрированы и восстановлены храмы Красноводска и Мары.

20 февраля 1958 года вновь назначен временно управляющим Алма-Атинской епархией. 28 августа 1958 года освобожден от временного управления Алма-Атинской епархией и одновременно возведен в сан архиепископа.

В 1959 году уполномоченный по делам религии Узбекской ССР писал: «Наблюдение за деятельностью… архиепископа Ермогена убедило меня в том, что он весьма враждебно настроен к советской действительности. Не довольствуясь ролью, которая определена советским государством Церкви, Ермоген в своей деятельности грубо попирал социалистическую законность. Будучи приверженцем врага советского строя — бывшего патриарха Тихона, этот прожженный церковник стремится крестом и рублем укрепить устои РПЦ…»

15 сентября 1960 года освобожден от управления Ташкентской епархией с предоставлением отпуска, жил в монастырях в Белоруссии и Одессе.

Архиерей в Омске и Калуге

13 июня 1962 года назначен архиепископом Омским и Тюменским. С 29 мая 1963 года — архиепископ Калужский и Боровский.

В Калуге занимался благотворительностью, поддерживал бедные приходы, уменьшил в два раза «добровольно-принудительного» взноса в Фонд мира, оживил и укреплял приходскую жизнь, организовывал ремонт обветшавших храмов, привлекал в епархию молодых активных священнослужителей, имеющих духовное образование, для проживания которых в двух частных калужских домах была организована своего рода подпольная гостиница. Кроме того, начал отправлять за штат священнослужителей, скомпрометировавших себя небескорыстными «заигрываниями» с Советской властью.

В 1965 году уполномоченный по делам религии Калужской области так характеризовал его деятельность: «Усиливается влияние православия на население. Практически во всех церквах имело место увеличение доходности и обрядности, что в свою очередь свидетельствовало о большей посещаемости храмов верующими». В Козельском районе открыто крестилось 60 % детей и в Малоярославецком — до 87 %, причем ежегодно крещений становилось все больше. Резко возросло количество верующих.

Протест и ссылка

Архиепископ Ермоген выразил свое несогласие с решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 18 июля 1961 года о внесении изменений в «Положение об управлении Русской Православной Церкви», касающихся раздела IV — «О приходах». Он в своем отзыве на решения Собора высказал мнение о том, что настоятель храма может и должен быть избираем в число членов исполнительного органа каждого храма и не должен оставаться посторонним наблюдателем, а быть активным участником как в духовной, так и в хозяйственной жизни своего прихода. Был автором письма, подписанного затем рядом архиереев, в котором содержалось это же предложение. В результате 25 ноября 1965 года был уволен на покой в Жировицкий монастырь с правом служения в нем.

Архиепископ Ермоген продолжал письменно обращаться и к Патриарху Алексию I, и в Св. Синод, а также к другим архиереям со своими предложениями по вопросам приходской жизни, а также по другим церковным вопросам Русской Православной Церкви. Переписка эта стала известна за пределами СССР, о ней появились материалы в зарубежной печати. После этого Св. Синод своим постановлением от 30 июля 1968 года осудил деятельность архиепископа Ермогена как неполезную для Русской Православной Церкви. Ему было определено и далее жить на покое в монастыре с предупреждением, что если он будет продолжать подобную свою деятельность, то к нему будут применены меры прещения (то есть он будет подвергнут церковным наказаниям).

В 19771978 годах готовился к переезду на родину — в Киев — но скончался в результате сердечного приступа. Похоронен на Корчеватском кладбище города Киева. Власти почти две недели не давали разрешения на перевоз его тела. Несмотря на столь длительный срок, тело архипастыря, по воспоминаниям очевидцев, не только не подверглось тлению, но и источало благоухание.

Библиография

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home