Кария

Кария (греч. Καρία, англ. Caria)— страна на юго-западном побережье Малой Азии, где обитал народ карийцев.

Содержание

Географическое положение

Территория, занимаемая народом карийцев, менялась со временем. Границы Карии примерно определены на основании описаний Страбона и Геродота, уроженца Карии. Страна простиралась вдоль малоазийского побережья Средиземного моря напротив островов Крит и Родос примерно от устья реки Меандр до устья реки Инд (Indos, совр. название: река Dalaman в Турции), включая в себя крупные прибрежные города Милет, Галикарнас, Книд, Кавн.

На севере Кария граничит с Лидией по реке Меандр в верхнем течении, в нижнем течении Меандр протекает по землям карийцев. Ближайший из известных городов Эфес лежит уже в Лидии, хотя согласно Страбону когда-то карийцы обитали и там. На северо-востоке Кария граничит с Фригией, естественным образом отделяясь горным хребтом, а также с Писидией, горной областью. На востоке Кария граничит с Ликией по реке Инд (Dalaman). Внутри Карии протекали также такие реки как Калбий и Марсий, крупный приток Меандра.

Береговая линия Карии, согласно Страбону, растянулась на 4900 стадий (прим. 880 км), если включить все заливы. С давних времен большая часть побережья Карии принадлежала греческим племенам: Родос владел побережьем от западной границы Карии на протяжении 1500 стадий (270 км), поселенцы из Лакедемона основали Книд, дорийцы из Арголиды основали Галикарнас, ионийцы из Афин захватили Милет и мыс Микал. Впрочем, эллины селились очагами, так что местным карийцам оставался выход в море.

Большая часть Карии представляет гористую местность, где в античное время было развито овцеводство. Плодородные земли лежат в долине реки Меандра и её притоков, а также вдоль побережья. В древности славилось вино из Книд, а на карийских монетах изображали гроздь винограда. Виноделие развили в Карии греческие поселенцы.

Происхождение карийцев

По Геродоту (1.171) карийцы считали себя исконными жителями Карии, хотя он приводит другую историю об островном происхождении карийцев :

«Карийцы пришли на материк с островов. В глубокой древности они были подвластны Миносу, назывались лелегами и жили на островах. Впрочем, лелеги, по преданию, насколько можно проникнуть в глубь веков, не платили Миносу никакой дани. Они обязаны были только поставлять по требованию гребцов для его кораблей. Так как Минос покорил много земель и вел победоносные войны, то и народ карийцев вместе с Миносом в те времена был самым могущественным народом на свете. ... Затем, много времени спустя, карийцев изгнали с их островов дорийцы и ионяне [греческие племена], и таким-то образом они переселились на материк. Так-то рассказывают о карийцах критяне. Сами же карийцы, впрочем, не согласны с ними: они считают себя исконными жителями материка, утверждая, что всегда носили то же имя, что и теперь.»

Страбон, хотя и замечает, что существуют другие истории о карийцах, придерживается островной версии происхождения карийцев, при этом сообщает, что карийцы при переселении вытеснили лелегов и пеласгов с мест их обитания (Страб., 14.2). В Илиаде карийцы, лелеги и пеласги перечисляются Гомером отдельно как союзники троянцев (2.865):

«Настес вел говорящих наречием варварских каров,
Кои Милет занимали, и Ффиров лесистую гору,
И Меандра поток, и Микала вершины крутые»

То есть во время Троянской войны (середина XIII в. до н. э.) карийцы уже обитали в Малой Азии. Афиней (6.271) цитирует писателя Филиппа из Феангела, который сказал, что «карийцы с давних времен и по нынешний день используют лелегов как рабов». Еще при Страбоне в Милете и всей Карии сохранялись склепы и постройки лелегов, народа, отличного от карийцев.

За островное происхождение карийцев говорит следующий факт, изложенный Фукидидом (1.1.8). Когда афиняне по приказу Писистрата ощищали священный остров Делос от захоронений, то почти половина останков принадлежала карийцам, которых признали по оружию и другим признакам, соответствующим карийцам из Карии. Фукидид (1.1.4) приводит версию, что не греки прогнали карийцев с островов Эгейского моря, а царь Минос из-за того, что те пиратствовали.

История

Сохранились некоторые надписи на карийском языке, которые удалось расшифровать лингвисту Шеворошкину. Карийский язык, практически исчезнувший еще до рождества Христова, принадлежал к хеттской подгруппе анатолийских языков, на которых говорили народы Малой Азии. Анатолийские языки принадлежали к индо-европейской семье языков. На той же подгруппе языков говорили и соседи карийцев в Малой Азии, ликийцы и лидийцы, опровергая островную версию происхождения карийцев.

История карийцев до персидского завоевания

Считается, что впервые Кария упомянута в клинописных текстах хеттов как страна Каркисса, то есть около середины II тысячелетия до н. э. Затем о карийцах упомянул Гомер в «Илиаде», и спустя 800 лет после Троянской войны о карийцах поведал Геродот. Впрочем, о карийцах есть упоминание в Библии, книге царей (11.4), как о наемниках в Иудее, то есть в IX-VII вв. до н. э. На основании лингвистического анализа надписей можно сделать вывод, что хеттские племена вторглись в Малую Азию с востока в конце 3-го тысячелетия до н. э., в середине 2-го тысячелетия до н. э. эти племена индо-европейского происхождения стали заселять Карию, где частично смешались с местным населением, так называемыми лелегами. Карийский язык, по мнению лингвистов, подвергся местному влиянию в наибольшей степени.

Карийцы считались воинственным народом, именно им приписывает Геродот изобретение ручек у щитов и султанов на боевых шлемах. Геродот рассказывает, что в VII в. до н. э. египетские фараоны охотно пользовались услугами наёмников-карийцев (2.152):

«Через некоторое время, однако, ионян и карийцев, которые занимались морским разбоем, случайно занесло ветрами в Египет. Они высадились на берег в своих медных доспехах, и один египтянин, никогда прежде не видавший людей в медных доспехах, прибыл к Псамметиху в прибрежную низменность с вестью, что медные люди пришли с моря и разоряют поля. Царь же понял, что сбывается прорицание оракула, вступил в дружбу с ионянами и карийцами, и великими посулами ему удалось склонить их поступить к нему на службу наемниками.»

Эти сведения Геродота подтверждаются надписями, обнаруженными в Египте. На службе фараонов карийцы оставались вплоть до персидского завоевания Египта в 525 до н. э., а после служили персам, новым хозяевам Азии. Из примерно 200 найденных надписей на карийском языке только 30 обнаружены в Карии (в основном на монетах), а остальные в Египте, Судане (в античное время Нубия) и Афинах. Возможно, что карийцы, рассеявшись в качестве наёмников в бассейне Средиземного моря, зародили легенду об их островном происхождении.

Греки, начиная с VIII в. до н. э., пришли в движение, занимая или основывая свои полисы на побережье Средиземного моря, в том числе и на побережье Карии. Греки и прежде основывали торговые поселения за пределами Эллады, но ранее колонизацией новых земель не занимались. Геродот сообщает, что поселенцы из Афин (ионийское племя) перебили мужчин в Милете, изначально карийском городе, а их дочерей взяли в жены. Экспедиция из Арголиды с Пелопоннеса (дорийское племя) захватили кусок побережья и основали Галикарнас, куда спустя несколько веков переселили жителей прилегающих карийских поселений. Карийцы в глубине страны сохраняли свой язык, но под воздействием эллинских поселенцев насытили его большим количеством греческих слов. По некоторым фактам можно сделать вывод, что правящая знать в IV в. до н. э. уже перешла на греческий язык, по сути являвшимся языком межплеменного общения в Малой Азии. Единого государства у карийцев не было, они жили в поселениях и маленьких городках, объединенных по принципу конфедерации, существовавшей и после завоеваний Александра Македонского. Объединяли их единый язык и вера в бога войны, Зевса Карийского, как называл его Геродот. Важные вопросы решались на собрании в известном храме, расположенном в центре Карии. Дорийские города в Карии имели свой союз. Нет сведений о каких-либо войнах между местными карийцами и пришлыми греками, видимо эти народы находили взаимовыгодным совместное существование.

Карийцы под властью Персидской державы

Впервые карийцев завоевал легендарный лидийский царь Крез в середине VI в. до н. э. После разгрома лидийского царства персидским царем Киром, карийцы в 543 до н. э. покорились Гарпагу, главному военачальнику Кира, лишь маленький карийский город Педас оказал сопротивление (в изложении Геродота). Ксенофонт излагает историю покорения карийцев так (Киропедия, 7.4): Кир послал в Карию своего военачальника Адусия, который застал карийцев в гражданской войне. Обе противоборствующие стороны обратились к Адусию с просьбой о помощи. Персидский генерал не отказал в союзе ни одной из сторон и попросил впустить его войска в карийские города как союзников. Заняв крепости, он созвал предводителей сторон и примирил их, пообещав стать врагом каждому, кто нарушит мир. Карийцы в благодарность попросили Кира дать им в сатрапы Адусия, что персидский царь и сделал через 5 лет, когда захватил Вавилон и надобность в военачальнике отпала.

При Дарии I Карию включили в сатрапию и обложили ежегодной податью. В 499 до н. э. ионийские города Малой Азии во главе с Милетом восстали против персидского владычества, к восстанию присоединились карийцы. После ряда побед и поражений карийцы в 494 до н. э. вновь покорились персам, и даже приобрели часть земель Милета, греческое население которого персы обратили в рабство.

Когда персидский царь Ксеркс в 480 до н. э. двинулся походом в Грецию, карийцы в качестве вассалов выставили 70 кораблей, и еще 30 кораблей выставили дорийские города Карии. Над дорийскими кораблями предводительствовала Артемизия, родом из Галикарнаса, женщина, мужеством которой восхищался Ксеркс. А главным евнухом у Ксеркса, воспитателем его сыновей, был Гермотим, родом из Педас - карийского города севернее Галикарнаса.

После греко-персидских войн Афины превратились в ведущую морскую державу. Афинский стратег Кимон совершил военную экспедицию на юг Малой Азии в 460-х г. до н. э., разгромив войска тамошних персидских сатрапов. В годы Пелопоннеской войны население прибрежной Карии платило дань Афинам, о чем сообщает Фукидид. Однако когда афиняне двинулись в глубь Карии, то их отряд был уничтожен карийцами (Фук., 3.9). Кария, похоже, приобрела независимость от Персидской державы, или же власть персов была номинальной по крайней мере до конца V в. до н. э., когда Спарта в союзе с Персией победила Афины в войне. В годы Пелопоннеской войны и после (413-395 гг. до н. э.) Карией правил родственник персидского царя Тиссаферн, управлявший также Лидией и Ликией. После окончания Пелопоннеской войны он неудачно пытается отбиться от спартанских отрядов в Малой Азии. Поражения и подозрение в измене побудили персидскога царя Артаксеркса прислать нового сатрапа Тифрауста в 395 до н. э., который обезглавил Тиссаферна, а его голову отослал царю (Диод., 14.80.8).

Не надеясь на персов-сатрапов, персидский царь привлекает местную знать к управлению Карией, сначала Гекатомна из Милас (391-377 до н. э.). Царька из Милас персидский царь Артаксеркс II назначил правителем над всей Карией с тем, чтобы собрать армию против восставших киприотов. Гекатомн сумел сделать власть наследственной и передал её сыну Мавсолу (377-353 до н. э.), который перенес столицу Карии из Милас в Галикарнас. Мавсола и Гекатомна античные авторы называют царями, показывая степень их независимости от центральной власти. На монетах этих царей имена написаны греческим шрифтом. Мавсол даже участвовал в открытом мятеже против персидского царя, однако его власть в Карии настолько укрепилась, что он смог править своей страной и после, когда персы восстановили господство среди подданных. Неизвестно, распространялась ли власть царей Карии на горную Карию.

После Мавсола 3 года правила его сестра (и одновременно жена по обычаям карийцев) Артемизия, которая прославилась сама и прославила брата возведением мавзолея, считавшегося одним из 7-ми чудес света. Не уступая в доблести другой Артемизии, прославившейся 130 лет ранее в греко-персидских войнах, жена Мавсола отразила нападение флота Родоса, имевшего территориальные интересы в Карии (см. статью Галикарнас).

После смерти Артемизии правил Карией сын Гекатомна Идрией (351-344 до н. э.), затем младший сын Гекатомна Пиксодар, а затем в 334 до н. э. над Карией поставили перса Оронтобата, зятя Пиксодара. Зятем Пиксодара вызвался стать юный Александр Македонский, немало разгневав своего отца Филиппа II, который не считал Пиксодара царем, а лишь персидским прислужником.

Кария после разгрома Персидской державы

В 334 до н. э. Александр Македонский вторгся в Малую Азию. В том же году, разгромив Оронтобата в сражении за Галикарнас, передал власть над страной в руки царицы Ады, младшей дочери Гекатомна и одновременно вдовы Идриея, добровольно признавшей власть Александра. На обломках Персидской империи Александр построил новую империю, просуществовавшую считанные года.

После смерти Александра Македонского Кария переходила из рук в руки в войнах диадохов, полностью потеряв самостоятельность, пока римляне, одержав победу над сирийским правителем Антиохом III в 190 до н. э. , не разделили Карию между Пергамским царством и Родосом. После этого времени Кария потеряла этнографическую идентичность.

Источники и ссылки

  • Caria, Dictionary of Greek and Roman Geography (1854) (ed. William Smith)
  • Caria, by Jona Lendering at livius.org
  • Кария из словаря Брокгауза и Ефрона
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home