Добровольная бездетность

Доброво́льная безде́тность — принципиальное нежелание иметь детей, несмотря на наличие такой возможности (речь не идёт о людях, которые бесплодны, откладывают рождение детей на более поздний срок или не имеют твёрдой позиции в данном вопросе). Используется также заимствованный из английского термин чайлдфри (англ. child free — свободные от детей). Убеждения чайлдфри могут рассматриваться как идеология.

Содержание

Этимология и применение

Термин «childfree» возник в противовес слову «childless» («бездетный»), которое, по мнению некоторых, означает, что детей «недостаёт» и они желанны. Чайлдфри утверждают, что их жизнь насыщена и без потомства. Некоторые из них могут любить детей, некоторые остаются безразличными, кто-то, возможно, испытывает неприязнь, но общими для всех чайлдфри являются: отсутствие ребенка и нежелание становиться родителем.

История слова несколько неясна; оно, возможно, было введено в 1970-х Национальной Организацией для Не-Родителей (теперь более не существующей). Популярность приобрело в 1990-е, когда Лесли Лафэйетт сформировала одну из первых современных групп чайлдфри, the Childfree Network.

В английском языке слово стало частью обыденной речи, среди чайлдфри часто сокращается до «CF».

Хотя геи и лесбиянки могут быть чайлдфри, они крайне редко обозначают себя так. Подавляющее большинство тех, кто это делает, гетеро-, или, возможно, бисексуальны. В условиях современного «гей-бума» (вовлечения геев и лесбиянок в сферу воспитания), они могут включаться и в группы чайлдфри.

Организации

О каких-либо российских, либо международных, действующих в России, организациях чайлдфри, сведений нет. Однако, существуют секты, требующие бездетности от своих членов.

Мотивация

Чайлдфри ссылаются на множество различных причин, в частности:

  • Комфорт и возможность развития:
    • Желание иметь больше свободного времени для досуга, хобби, друзей, работы по совместительству
    • Желание уменьшить финансовую ответственность
    • Боязнь того, что родительство, будучи необратимым шагом, им не понравится
    • Способность менять работу и место жительства за короткий срок (спонтанность)
    • Желание сохранить уровень эмоциональной и физической близости с партнёром, несовместимое с появлением ребенка
    • Нежелание перестраивать дом в соответствии с потребностями ребенка и нормами безопасности
    • Осознание того, что рождение ребенка повредит карьерному росту
    • Намерение поддерживать определенный уровень контроля над жизнью; нежелательность потери времени, сил, приватности и свободы
  • Отсутствие потребности в детях:
    • Неимение биологической тяги к родительству
    • Юношеское, либо оставшееся с юности презрение к маленьким детям
    • Общая неприязнь к детскому поведению
    • Побуждение заботиться о родителях, других родственниках, заниматься благотворительностью
    • Удовлетворенность общением с детьми в качестве тети, дяди, учителя и т. д.
    • Страх и отвращение к физическим условиям беременности, опыту родов и послеродовому периоду (например, из-за потери внешней привлекательности)
    • Воспоминания о травмирующем или бедном детстве
    • Воспоминания об оскорбляющих или отсутствующих родителях
  • Безопасность родителя и ребенка:
    • Медицинские предпосылки для трудной беременности (например, сахарный диабет, онкологическая группа риска), либо рождения больного (например, депрессия в нескольких поколениях)
    • Обсессивно-компульсивное расстройство, нарушения в сфере привязанностей
    • Отсутствие или недоступность качественных детских учреждений
  • Вера, что приносить людей в этот мир безнравственно:
    • Невозможно спросить их согласия
    • Мир полон страдания, и нельзя гарантировать, что данный человек проживет хорошую жизнь
    • «Мир не готов принять моего ребенка, я хочу сначала подготовить его» (высказывание 29-летней девушки-чайлдфри)
    • Каждый рождённый должен умереть
    • Перенаселённость, экологические проблемы
    • Неспособность быть ответственным и терпеливым родителем
    • Прежде чем рожать новых детей, нужно сделать счастливыми уже существующих

Статистика и исследования

  • Перепись 2003 г в США обнаружила рекордное количество бездетных, таковыми были 44% женщин в возрасте от 15 до 44 лет
  • Сколько из них являются чайлдфри, неизвестно, но Национальный Центр Статистики Здравоохранения утверждает, что процент американских женщин детородного возраста, которые определяют себя как «добровольно бездетных», быстро растет: 2.4% в 1982 г, 4.3% в 1990 г, 6.6% в 1995 г
  • Незамужние белые женщины по уровню бездетности более чем вдвое провосходят афроамериканок; независимо от семейного положения испаноговорящие женщины имеют более низкий уровень бездетности, чем неиспаноговорящие [1]
  • В целом, наблюдения показали, что чайлдфри-пары более образованы, более востребованы как профессионалы и руководители, имеют больший доход (оба супруга), склонны жить в городах, менее религиозны, менее склонны к соблюдению традиционных гендерных ролей и обычаев [2]
  • Дэвид Фут из Университета Торонто пришел к заключению, что образование женщины в наибольшей мере предопределяет фертильность: чем оно выше, тем меньше вероятность иметь детей [3]
  • Женщины хотят быть чайлдфри ради свободы работать, мужчины — ради свободы от работы
  • Многие исследователи отмечали, что чайлдфри являются менее «социально удобными», им в большей степени свойствен эгоизм и индивидуализм [4]
  • Статистическое исследование нашло, что наиболее распространенные причины быть чайлдфри: нежелание жертвовать личным пространством ради ребенка, отсутствие убедительной причины иметь детей, нежелание терять время, активное отвращение к детям, удовлетворенность домашними животными и наблюдением за детьми родственников/друзей

Полемика

Споры вокруг феномена чайлдфри имеют два, частично пересекающихся, аспекта: личный и политический.

Чайлдфри иногда высмеиваются окружающими как слишком эгоистичные, чтобы иметь детей, не вносящие вклад в будущее их нации и т. д. Контраргументы состоят в том, что детей часто желают по не менее эгоистичным причинам, некоторые основания для того, чтобы стать чайлдфри, скорее самоотверженны, и всегда рождается достаточно много детей, чтобы гарантировать будущее любой нации.

Имели место внутрицерковные дебаты о том, подлежит ли образ жизни чайлдфри осуждению. Религиозные консерваторы говорили, что это — восстание против Бога. Папа Иоанн Павел II постановил, что женатые пары, желающие быть бездетными, осуждены. [5] Христианский автор Альберт Мохлер говорит «Парам не дана возможность выбора бездетности, согласно библейскому откровению. Напротив, нам приказано принимать детей с радостью, как Божьи дары, и растить их с заботой и страхом Божьим.» Служители церкви подходят к этой теме так же осуждающе, как к геям, гомосексуальным парам и однополым бракам. Они называют чайлдфри «зараженными» и «бесплодными язычниками». [6] Однако, есть новые церкви, сформированные движением чайлдфри. Например, Кибер-Церковь Иисуса Христа — группа христиан, которые не чувствуют желания иметь потомков, подобно тому, как не имел их Иисус. [7]

Противозачаточные средства значительно усовершенствовались за прошедшие годы, но некоторые чайлдфри предпочитают стерилизацию. Однако, бывают трудности с поиском врача, готового ее провести, особенно в ворасте 20 — 30 лет (возможно из-за боязни судебного процесса с пациентом, который впоследствии изменил убеждения). Эти проблемы побудили многих чайлдфри создавать группы поддержки (где люди общаются между собой и становятся увереннее, зная, что они не одиноки), а также сообщества, подобные No Kidding!, стремящиеся обеспечить социальное взаимодействие, свободное от требования иметь детей.

Концентрация на личном принятии любопытным образом отразилась в литературе, касающейся добровольной бездетности. Ранее множество книг были основаны на феминистской теории и в значительной мере старались развеять идею, что женственность и материнство — одно и то же. Однако в последние годы чайлдфри становятся все более и более политизированными. Книги и статьи, такие, как «Благо ребенка» Беркетта, доказывают, что чайлдфри перед лицом не только социальной, но и политической дискриминации. Это растущее недовольство часто сосредоточивается на налоговых льготах для семей с детьми, переходит на трудовое законодательство, облегчающее жизнь родителям, касается попыток правой и клерикальной цензуры на основании «семейных ценностей».

С другой стороны, возмущение, широко распространенное среди чайлдфри, не ведет к общности политических взглядов. Чайлдфри становятся люди всевозможных мировоззрений и вероисповеданий. Например, в то время одни думают о государственных детских пособиях как о «субсидировании образа жизни», другие соглашаются с необходимостью помощи родителям, но считают, что их образ жизни также нуждается в поддержке. Многие чайлдфри сожалеют, что вынуждены финансировать общественные школы через единое для всех налогообложение. В Австралии предложено создать политическую партию, поддерживающую образ жизни чайлдфри как противоположность семейному. [8]

Растущая политизация и внимание СМИ привели к появлению второй волны организаций чайлдфри, являющихся политическими во всех отношениях. Хотя множество неудачных попыток создать группу влияния предпринимались в США, первой появилась британская организация, известная как Kidding Aside. Становясь все более «громким» и организованным, движение чайлдфри пока еще имеет незначительный политический вес и борется за то, чтобы его воспринимали серьезно.

См. также

  • Оригинальная статья(англ.). Сленг чайлдфри, книги, ТВ.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home