Великовский, Иммануил

Это статья о неакадемическом направлении исследований. В ней могут содержаться сведения и гипотезы, не признаваемые современной наукой.
Подробности — в статье и на странице обсуждения.

Иммануил Великовский (Immanuel Velikovsky) (1895, Витебск, — 1979, Принстон, штат Нью-Джерси) — врач и психоаналитик, создатель нашумевших в 1950-е гг. концепций в области истории,геологии и астрономии, отвергаемых наукой; в частности, автор "ревизионистской хоронологии" (revised chronology / synchronized chronology), обнаруживающей некоторое сходство с «новой хронологей» А.Т.Фоменко.

Содержание

Жизнь

Великовский родился в Витебске в семье крупного еврейского коммерсанта, придерживавшегося религиозных традиций и ставшего активистом сионистского движения (впоследствии - одного из пионеров возрождения иврита на земле Израиля). Получил хорошее домашнее образование, хорошо знал Библию и еврейские традицонные тексты, немецкий и франузский языки. Закончил с золотой медалью Московскую Императорскую гимназию, но в Московский университет сразу не попал из-за еврейского происхождения; однако, проучившись год в Эдинбурге, в начале Первой мировой войны становится студентом медицинского факультета. Параллельно с медициной он изучал в Москве юриспруденцию и древнюю историю. После революции Великовские бежали на юг, где Иммануил едва не был расстрелян белыми; в 1921 году он вернулся в Москву, восстановился в университете и получил диплом магистра медицины. В следующем году семья эмигрировала: родители в Палестину, а Иммануил в Берлин. В Берлине он изучал биологию, в Цюрихе и Вене - психоанализ и работу человеческого мозга. В Берлине же Великовский создал еврейский научный журнал "Scripta Universitatis", в котором сотрудничал также и А.Эйнштейн (он редактировал физико-математический том журнала) и вокруг которого объединились ученые, создавшие несколько позже Еврейский Университет в Иерусалиме; они предлагали Великовскому пост ректора университета, но он отказался. Он занимался психоаналитической практикой и был, как считалось, одним из наиболее выдающихся практикующих психоаналитиков своего времени. Некоторое время жил в Палестине, где редактировал журнал Scripta Academica Hierosolymitana; летом 1939 года пререехал в США, где и прожил до смерти. Именно после переезда в США Великовский начинает развивать свое своеобразное учение.

Идеи

В книгах, изданных в 50-70-х гг. (The Worlds In Collision, The Earth In Upheaval, The Ages In Chaos, The Peoples Of The Sea, Ramses II And His Time, Oedipus-Akhnaton и др.) Великовский, полемизируя с эволюционными учениями Дарвина и Лайелла, выдвинул теорию влияния космических катастроф на геологические процессы и ход мировой истории. Апеллируя к данным (археологии, астрономии, геологии и геофизики, истории, лингвистики, мифологии и фольклористики, и т. д., он пришел к выводу, что активное преобразование рельефа Земли (образование гор, морей, ледников, пустынь, вулканическая деятельность) продолжалось вплоть до сравнительно недавнего времени, свидетелями чему были люди эпохи Неолита, Бронзового и Железного веков. Также утверждал, что многие значительные события древней истории, включая библейскую, были обусловлены и проходили на фоне катаклизмов в солнечной системе: появлением новых планет (Венера), их коллизиями и смещением с орбит (Венера, Марс, Земля), изменением характеристик вращения (Земля) и, как следствие, сменой географических и климатических зон. Чтобы объяснить "ошибочную" интерпретацию и предание забвению подлинных событий последующими поколениями, Великовский использовал психоаналитическую терминологию, назвав это «глобальной амнезией» человечества, как «вытеснением» травматических воспоминаний в область подсознания. Великовский предположил, что традиционная хронология древних цивилизаций (основанная, по его утверждению, на ошибках ранних египтологов и не подвергавшаяся ревизии в свете позднейших открытий), содержит повторенный дважды период примерно в 600 лет, в результате чего исторические события и фигуры выступают дважды под разными именами. Объясняя таким образом отсутствие синкретизма (соответсвия по времени) между египетскими и библейскими (ветхозаветными) источниками, он предложил альтернативную реконструкцию истории, что позволило ему согласовать некоторые до того не объясненные факты. В частности, он считал гиксов/гиксосов аравийскими племенами (библейские Амалекитяне), вторгшимися в Египет сразу вслед за Исходом евреев, а филистимлян и «народы моря» (в значительно более позднее время) — греческими наемниками и персидскими завоевателями, соответственно; отождествил Египетскую правительницу Хатшепсут с библейской царицей Савской, а ее преемника на Египетском троне Тутмоса III, покорившего Сирию и Палестину (между концом XVI и серединой XV вв. до н.э.) — c библейским фараоном Шишаком (Шешонк, фараон XII ливийской династии, после 950 г. до н.э.), разграбившим Иерусалимский Храм. Великовский также полагал, что вследствие ошибок традиционной хронологии в истории появились целые цивилизации-"призраки". В частности, он считад, что империя Хеттов никогда не существовала, являясь на деле халдейско-вавилонской цивилизацией более позднего периода. Он отождествлял хеттского царя Хаттусили с вавилонским царем Навуходоносором, и с другой стороны отождествлял их египетских противников — фараонов Рамсеса II и Нехо. Идеи Великовского затронули существенные моменты в истории древних цивилизаций Средиземноморья и Междуречья, включая Египет, Финикию, Сиро-Палестину, Иудею и Израиль, Грецию, Аккад, Ассирию, Вавилон, Персию и другие. Однако они встретили резкую критику со стороны научного сообщества. В Израиле за Великовским закрепилась репутация шарлатана. В США его книги выходили большими тиражами, сопоставимыми с тиражом книг А.Фоменко в России, и имели успех у широкой публики, хотя категорически отвергались учёными. Вокруг теорий и личности Великовского в США разразился скандал, получивший название «Дело Великовского» (The Velikovsky Affair). Многолетняя враждебность научного сообщества привела Великовского к душевному кризису. В последние годы жизни он, вероятно, разочаровался в возможности переубедить оппонентов, хотя и не переставал развивать свои идеи.

Работы Великовского и его сторонников

Критика

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home