Аккорд

Аккорд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo — согласовываю) — сочетание трёх и более разноимённых музыкальных звуков, звучащих одновременно или почти одновременно.

Как правило, под аккордом понимают сочетание таких звуков, которые отстоят друг от друга на терцию или могут быть расположены по терциям путём перестановок и переносов на октаву. Подобное определение впервые дал И. Г. Вальтер в 1732. До этого под аккордом понималось любое сочетание одновременно звучащих тонов; такое расширенное понимание встречается и в современной музыке.

Интервал, состоящий из двух звуков, не составляет аккорда, а только намекает на него. В некоторых случаях подобные сочетания и должны пониматься как фрагменты аккордов по замыслу автора. Подобного рода намёки на гармонию встречаются в двухголосном сочетании. Аккорды разделяются на консонирующие и диссонирующие. Музыкальная дисциплина, изучающая аккорды и другие созвучия, называется гармонией.

На фортепиано аккорды берутся одновременным нажатием трёх и более клавиш, на гитаре — щипком трёх и более струн. Аккорды могут исполняться несколькими инструментами одновременно, в том числе симфоническим оркестром, а также несколькими певческими голосами.

Аккорды имеют названия по количеству входящих в аккорд разноимённых звуков, отстоящих друг от друга на терции:

  • 3 — трезвучие,
  • 4 — септаккорд,
  • 5 — нонаккорд,
  • 6 — ундецимаккорд (встречается редко, как и аккорд из 7 звуков).

Нижний звук аккорда называют основным тоном, остальные звуки называются по интервалу, на который они отстоят от основного тона (терция, квинта, септима, нона, ундецима). Любой звук аккорда может быть перенесён на октаву или сдублирован в других октавах, при этом аккорд сохраняет своё название. Если при этом основной тон аккорда перестаёт быть нижним, происходит так называемое обращение аккорда.

Всякое отступление от терцового состава аккорда означает введение неаккордовых, с точки зрения классической музыки, звуков. Начиная с конца 19 в (Скрябин, Шёнберг). делаются попытки замены терцового состава квартовым, но широкого распространения такой состав не получил. В современной музыке терцовые аккорды также усложняются при помощи внедрения диссонансов. Используются и аккорды смешанного строения.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home