Дева Мария

Де́ва Мари́я (Богоро́дица, Богома́терь, Мадо́нна; лат. Virgo Maria, Deipara, греч. Μαρία, Θεοτοκος, ивр. מירים, букв. — «горькое или мирровое море», араб. مريم) — в христианской, иудаистической и исламской традиции — мать Иисуса Христа и формальная жена Иосифа Обручника, одна из самых почитаемых фигур, особенно в православии и католицизме (см. мариология). Личность Богородицы полулегендарна, датой её рождения иногда называют 20 до н. э.


Содержание

Христианство

Библейские фрагменты, посвящённые Богородице, делятся на прямые (в Евангелиях, Деяниях апостолов и Посланиях), ветхозаветные пророчества о Деве, которой надлежит стать матерью Христа, и библейские прообразы, символически говорящие о спасительной миссии Богородицы. Более подробно пишут о Марии Матфей и Лука, однако в годы общественного служения Христа редко упоминается об участии Богородицы в общественных событиях, как это было, в частности, в Кане Галилейской. Три автора синоптических евангелий приводят рассказ о приходе Марии вместе с братьями Христа к дому, где Он был с учениками и некоторыми людьми. Иоанн пишет, что Богородица была свидетельницей распятия Христа.

По апокрифическому Евангелию Иакова родителями Марии был Иоахим и Анна. Эта версия была поддержана позднее Иоанном Дамаскином, Григорием Нисским, Германом Константинопольским, Псевдо-Эпифанием, Псевдо-Иларием и святым Фульбертом из Шартре. Иоанн Дамаскин поддерживал утверждение святого Софрония, что Мария родилась в Иерусалиме, по другой версии — в Сефорисе близ Вифлеема. Предание говорит о воспитании Марии в обстановке особой ритуальной чистоты и о «введении во храм», когда Марии было 3 года. Апокрифическая традиция сообщает, что Мария обучалась вместе с другими еврейскими детьми, но имела различные видения ангелов. В связи с этим к 12 годам Мария дала обет вечного девства, однако по достижении совершеннолетия она не могла остаться при храме и для неё традиционным обрядом был избран супруг, охраняющий её и уважавший её обет — выбранный из колена Давида престарелый Иосиф Обручник. По другой версии это произошло, когда ей было 14 лет, по инициативе первосвященника. В доме Иосифа Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой занавесы (символ предстоящего «прядения» младенческого тела Иисуса из «пурпура» материнской крови в утробе Марии). Работа над пряжей ещё продолжалась, когда наступило Благовещение. По Евангелию от Луки (1:26) Мария в это время жила в Назарете. Ожидая чуда девственного материнства, Мария направилась в дом Захарии и Елизаветы, своей родственницы. Через 40 дней после родов Симеон Богоприимец предрёк, в частности, Богородице страдания («и тебе самой оружие пройдёт душу»), откуда появился иконографический символ сердца Богородицы, поражённого одним или семью мечами.

Метафизическими символами Богородицы считаются лестница Иакова (так как в Богородице соединяются небеса, где пребывает Бог, и земля), Неопалимая Купина и сосуд с манной, поскольку её Сын считался «хлебом жизни». Помимо этого непостижимое присутствие Бога в чреве Богородицы отражают такие символы, как скиния собрания и руно Гедеона, аллегорией Богородицы являются также горa Фаран и горa, упоминаемая в Книге Даниила (2:34), от которой без участия человека отделяется камень, рушащий истуканов. Из ветхозаветных прообразов выделяется пророчество Софонии о дщери Сиона.

Православная традиция

В православии, главным образом в России, особенно много праздников, посвящённых чудотворным иконам Богоматери (см. также статью Иконография Богородицы) тогда как каждая среда формально посвящена самому почитанию. Особым местом, посвящённым Богородице, является гора Афон. По некоторым православным преданиям, Богородица участвовала в распределении земель между апостолами по жребию, на которые они должны были отправиться проповедовать. Ей выпала Иверия (Грузия), с которой она оказалсь впоследствии мистически связанной через Иверскую икону.

Православное почитание Богородицы берёт своё начало от её византийского культа, сосредоточием которого был Константинополь. Одна из мозаик храма Святой Софии изображает Богородицу на престоле, а у ног её — кесари Константин и Феодосий Великие. Первый жертвует Богородице Константинополь, а второй — его главную святыню, храм Святой Софии. Этот момент был выражен в празднике 11 мая, где звучал тропарь: «Град Богородицы предаёт и посвящает свое начало Божией Матери, от Которой он берёт силу свою и долговечие, Которой хранится и укрепляется, и взывает к Ней: „Радуйся, надежда всех концов земли“». Археологические раскопки выявили 200 церквей, посвящённых Богоматери, главные из которых названы в честь Богородицы Кириотиссы и Богородицы Одигитрии, есть также храм во Влахерне, храм Халкопратия и храм «Зоодохос Пиги» («Живоносный источник»). Из 12 двунадесятых праздников («Додекаортон») 5 было посвящено почитанию Богородицы (Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы — «Изодос», 4 декабря, Сретение Господне — «Ипапанти», 15 февраля, Благовещение Пресвятой Богородицы — «Евангелизмос», 7 апреля и Успение Богородицы — «Кимезис», 28 августа). Остальные включали Зачатие Богородицы 9 декабря, Собор Пресвятой Богородицы — «Синакси», 26 декабря, Перенесение риз Божией Матери в собор во Влахерне 2 июля и перенесение пояса Божией Матери в Халкопратию 31 августа. Среди преходящих праздников Богородице было посвящено два — Акафистная Суббота в память о чудесной защите Константинополя от авар и персов в 621 г. и праздник Владычицы нашей Живоносного Источника (пятница после Пасхи), в память об освящении собора, в котором Богородица по преданию совершила ряд чудес. Хотя византийская Церковь не отмечала день Скорбящей Божей Матери, в Страстную пятницу отправлялось песнопение, называвшееся «крестобогородичным» («ставротеотокион»). В евхаристической литургии марианский культ сфокусирован в проскомидии. Важнейшие тексты о Богородице находились в анафоре. При торжественном каждении пелось «Величание Богородицы» («Мегалинарион»). В литургии святого Иоанна Златоуста эта песнь называлась «Аксион эстин» («Достойно есть»), а у святого Василия — «Эпи си хари» («О Тебе радуется»). Ежедневно на вечерне стали читаться два «богородичных» тропаря («Под Твою милость» и «Богородице Дево»). В византийском апокрифе «Хождение Богородицы по мукам», получившем распространение на Руси, Богородица испрашивает для осуждённых грешников в аду некоторое облегчение их участи.

Католическая традиция

Отличительной чертой почитания Марии в католицизме являeтся догмат о её Непорочном зачатии, который подразумевает, что Мария была зачата естественным способом от Иоахима и Анны, но в момент зачатия с неё особой милостью Божией был снят первородный грех. Считается, что Мария оставалась девственной и после рождения Христа. Доктрина о девственности post partum, отрицавшаяся Тертуллианом и Иовинианом, была решительно защищена позднейшими ортодоксами, в результате чего был выработан термин «приснодева», закреплённый на Пятом Вселенском соборе в Константинополе. Начиная с IV века общепринятыми становятся формулы, подобные августиновской: «Девой зачала, девой родила, девой осталась». Учение о приснодевственности Марии впервые было выдвинуто в ответ на отрицание её девственности некоторыми гностиками, в частности, Керинфом около 100 г. и языческими критиками типа Цельсa. Однако, при этом речь шла не только о самой непорочности зачатия, но и о сохранении девственности при и после рождения. Метафизичность рождения Иисуса без разрушения девственности Марии была подтверждена энцикликой Папы Пия XII «Mystici corporis».

Древнейшими свидетельствами интереса, проявленного римскими христианами к Марии, являются две фрески II и III веков, находящиеся в катакомбах святой Присциллы в Риме. В число наиболее известных писателей и Отцов Церкви, говоривших о Марии, входят Тертуллиан, святые Иларий Пиктавийский, Зенон Веронский, Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин, Григорий Великий, Пётр Хризолог и Идельфонс Толетанский. Их творения сильно повлияли на формирование богослужения, а некоторые гимны, например, святых Амвросия или Венанция Фортуната, и анафоры поныне являются одними из наиболее красивых текстов латинского богослужения.

Древнейшим памятником богослужебного произведения является римское свидетельство 215 г. «Апостольское Предание», в котором содержится текст очень древней «Анафоры пресвитера Ипполита», использовавшейся в Риме, в которой в благодарении Мария упоминается дважды как матерь Спасителя. Важным событием для развития почитания на Западе был Эфесский собор 431 г. и его постановление о богоматеринстве Марии. Сразу после Собора Папа Сикст III посвятил Марии римскую базилику на Эсквилинском холме. Позже этот храм стал называться «Блажeнной Девы Марии Великой». Древнейшим богородичным праздником, отмечаемым в Риме, была октава Рождества Христова (1 января). Между 550 и 595 г. в этот день стала совершаться особая литургия в честь девственности Марии. В VII веке появился обычай посвящения Марии среды и пятницы после третьего воскресенья Адвента. В XIX веке в церковный календарь был внесён праздник почитания Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии, отмечаемый на тринадцатый день после Дня святой Троицы. В XX веке установился обычай почитать Непорочное Сердце Марии по первым субботам месяца.

Реформа Второго Ватиканского собора, где в конституции от 21 ноября 1964 Марии были даны титулы Advocate, Auxiliatrix, Adjutrix и Mediatrix («Защитница», «Заступница», «Помощница» и «Посредница»), упорядочила богородичные праздники для всей латинской Церкви, установив фиксированные даты торжеств и праздников, посвящённых Марии:

Помимо этого, 7 октября отмечается праздник Девы Марии розария, а 8 декабря — Непорочное Зачатие. Также в традиции латинской Церкви начиная с реформы Алкуина существует обычай посвящения Марии субботы. Этот обычай быстро распространился по всей Западной Европе и сохранился до наших дней. Непорочное Сердце Марии почитается на тринадцатый день после праздника Троицы, а также по первым субботам каждого месяца.

В латинском обряде, где Мария имеет иную, чем в православии титулатуру (Regina — «Царица», Stella maris — «Звезда моря» и др.), читаемая в последовании Часов евангелическая песнь Марии «Величит душа моя Господа» («Магнификат») с V в. стала венчать Вечерню, но oсобую роль играет знаменитое «Ave Maria». Помимо прочего, антифоны «Hodie» были предписаны для Вознесения и, в позднейшее время, на Непорочное Зачатие. В обновлённом после Ватиканского Собора богослужении последний антифон был изменен. Другая ежедневная молитва римского «Последования Часов» — это завершающие антифоны, посвящённые Марии. Они возникли в основном в XI и XII в., а в XIII в. стали неизменным завершением всех Часов. Со временем они были разделены в зависимости от литургического времени года. Существуют антифоны «Alma Redemptoris Mater» («Благая Матерь Искупителя»), «Ave Regina coelorum» («Радуйся, Царица небес»), «Regina coeli»(«Царица небесная»), «Salve Regina» («Славься Царица») и древний антифон «Sub tuum praesidium» («Под Твою защиту»). В евхаристической литургии Мария почитается прежде всего как давшая Иисусу человеческое тело, что было выражено в средневековом гимне: «Ave verum Corpus, natum de Maria Virgine…» («Радуйся истинное Тело, рождённое от Марии Девы…»). 15 августа 1986 г. было издано и провозглашено в Риме «Собрание месс о Пресвятой Деве Марии» («Collectio missarum de Beata Maria Virgine»). Эта единственная в своём роде публикация содержала 46 чинопоследований литургии о Марии, в которых даны её разнообразные формы почитания. Профессор Марк Миравэлл из францисканского унивесритета в США подал Папе Иоанну Павлу II петицию о признании за Марией статуса coredemptrix («соискупительницы»), который использовался в молитвах Пия XI и самого Иоанна Павла. Эта инициатива была скреплена более чем 6 миллионами подписей из 148 стран, в том числе 42 кардиналов и 550 епископов, но реформа проведена не была.

Одним из авторитетных и целостно высказывающихся о богослужебном и внебогослужебном почитании Марии документов является пастырская конституция Павла VI «Marialis cultus» от 2 февраля 1974 г. Внелитургические формы почитания Марии включают молитвы «Ангел Господень», Розарий, гимн «Stabat mater» и так называемую Лоретанскую литанию. Марии посвящены также месяцы май и октябрь. Первое свидетельство посвящения мая есть в «Кантиках» короля Альфонса X Мудрого.

Явления

Сирийская традиция

В литургическом календаре Западносирийской Церкви особую роль занимает Христос и тайны Церкви и святых, поэтому Богородица почитается в этой тройной перспективе. Древнейшие праздники практически тождественны с праздниками Восточносирийской Церкви. В отдельные воскресенья вспоминаются Благовещение, посещение святой Елизаветы и благовещение святому Иосифу. Богородичные тексты Западносирийской Церкви основаны главным образом на поэзии святого Исаака Сирина и Иакова Серугского. В литургии есть например такой текст Иакова Серугского:

«Явилась Отроковица и […] старица, утро и вечер встретились в лобзании. Мария есть утро, несущее Солнце Правды. Елизавета же — вечер, несущий звезду света. Пришло утро и приветствовало вечер, подругу свою, а вечер взволновался, видя, что принял лобзание от утра. Молодая Дева была благоразумна, была смиренна, старица же, едва приняв Её, почтила Её как Мать. И как звезда не могла принять Солнце, то при появлении Его взволновалась и радостно взыграла».

Есть ещё 3 праздника, отмечающиеся как в Западносирийской, так и в Восточносирийской Церкви. 15 января празднуется день «Владычицы нашей семянной», в которой Богородица сравнивается с «благословенным полем, из которого произрос колос благословения (Христос), насыщающий алчущий мир». 15 мая отмечается праздник «Нашей Владычицы колосьев». В литургии в этот день Богоматерь также сравнивается с полем, дающим «Хлеб жизни». 15 августа справляется соединённое с Успением торжество «Богоматери-покровительницы лозы и винограда», где Богородица отождествляется с «прекрасной лозой, давшей миру божественную гроздь, от Неё же вино напояет вселенную». В этот же день подчёркивается прославление Богородицы в тайне Вознесения и смерть Её была блаженной. По традиции Богородица была похоронена в Гефсимании между Иерусалимом и Елеонской горой. Торжества сугубо Западносирийской Церкви — это два «Праздника поздравлений» с Рождеством Сына, дата которых правда такая же как и в Восточносирийской Церкви — 26 декабря, и с его Воскресением. Другой богородичный день справляется 15 июня — тогда вспоминается освящение первого храма в честь Пресвятой Девы, но сирийские литургические календари не уточняют названия этой церкви.

Коптская традиция

У коптов почитание Марии уходит корнями в позднюю античность. Один из первым храмов в честь Богородицы был построен в Александрии, и особую роль в распространении марианского культа сыграл александрийский патриарх Кирилл в V в. Копты считают, что из всех земель Богородица особенно возлюбила Египет, потому что по традиции именно здесь Святое Семейство нашло прибежище во время гонения Ирода. Исследователь коптской Церкви Дж. Джамберардини из-за неоднородности коптских богородичных праздников предложил поделить их на 4 группы:

  • праздники освящения церквей Богородицы. Количество этих праздников очень велико, к числу важнейших принадлежат освящения храмов в Филиппии, считающегося первым храмом в честь Марии в мир, в Атрибе (оба — 28 июня), церкви Владычицы нашей Каппадокийской (4 сентября) и в Даир аль-Мухарраке (15 ноября);
  • общие праздники Иисуса и Марии, в том числе Приход Святого Семейства в Египет 19 мая;
  • память Успения, празднуемая 21 числа каждого месяца;
  • праздники, общие с другими Восточными Церквями.

В то же время среди Восточных Церквей коптская Церковь — единственная, где есть особый богородичный месяц — «киак», приходящийся на декабрь.

Маронитская традиция

Марониты любят соединять образ Марии с библейскими текстами о «горах и кедрах Ливана», а многие ливанские церкви были возведены в честь Благословенной Девы, тогда как на вершинах некоторых гор видны большие статуи Марии. Среди маронитских праздников выделяются обручение Марии и Иосифа (30 сентября) и праздник Мистической Розы (первое воскресенье октября), а самой Марии посвящены 3 месяца — август, май и октябрь. Богоматерь предстаёт как «добрая земля, из которой произросло благословенное древо», «гора, на которой горит Божий огонь», «новый Ноев ковчег», «брачный чертог, в котором поселился Тот, Кого не могут объять небо и земля», «Ковчег Завета», «соль очищенная, которая вкусом своим исправляет человечество, растленное грехом» и т. д.

Иудейская версия

Мария была парикмахершой (завивающая волосы женщин - מגדלא נשיא) из Назарета и замужем за плотником Иосифом, но прелюбодействовала с римским солдатом Пандирой, от которого родила Иисуса. Иисус у Марии был только первенцем (Мф.1:25; Лк.2:7), после Hего она еще рожала детей (Мф.12:46-47; 13:55-56; Мк.3:31; 6:3; Лк.8:19; Ин.2:12; 7:3,5,10; Деян.1:14; Eusebius.Historia ecclesiastica.III.20). У матери Иисуса была сестра, которую также звали Марией (Ин.19:25). [1]

Богородица в культуре и искусстве

Титулование в православном песнопении Марии как «всех стихий земных и небесных освящение», «всех времён года благословение», было подчёркнуто персонажем Достоевского («Богородица — великая мать сыра земля есть»). С этим можно связать характерную для западноевропейской иконографии позднего средневековья и Возрождения тему «Мадонны смирения», сидящей на земле среди цветов, или тему Марии на земляничной грядке. Из мотивов Марии-садовницы развился видимо Розарий. В изобразительном искусстве большое распространение получили также образы Богоматерь Оранта (молящаяся) и Пьета (оплакивающая распятого Иисуса). Западноевропейское искусство нашло в этом свой пик в трепетной одухотворённости готической трактовки образа (например, скульптуры Реймсского собора, в частности «Посещение Марией Елизаветы»). Яркая трактовка образа получилась у Рафаэля. Но в Новое время, например у Петрова-Водкина, завершилась секуляризация образа Марии.

Западная позднесредневековая куртуазная поэзия подчеркнула в Марии образ Прекрасной Дамы. Этот момент нашёл отражение в стихотворении Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный»:

«Полный верой и любовью,
Верен набожной мечте,
„Ave mater Dei“ кровью
Написал он на щите».

Лермонтов охарактеризовал Марию как «тёплую заступницу мира холодного».

См. также

Иконография Богородицы

Литература

  • Dictionary of Mary
  • Brown, Raymond E. Mary in the New Testament
  • Buby, Bertrand. Mary of Galilee. Vol. 1-3
  • O’Carroll, Michael. Theotokos: A Theological Encyclopedia of the Blessed Virgin Mary
  • Stacpoole, Alberic, eds. Mary in Doctrine and Devotion

Ссылки


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home