Харьковская психологическая школа

Содержание

Харьковская психологическая школа: 1930 - начало 40-х

История и состав

К нач. 1930-х гг. идеологическая атмосфера в М. начала сгущаться. Относительно безопасней было на периферии. Это стало главным мотивом отъезда (бегства) ученых из М. Первым приютом в Харькове для Лурия, Леонтьева, Запорожца оказалась Всеукраинская психоневрологическая академия (Харьков в те годы был столицей Украины).

Школа зародилась в 1932 г. когда группа московских психологов, учеников Выготского (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Т. О. Гиневская, Л. И. Божович) переехала в столицу Украины того времени, Харьков, где была дополнена примкнувшими к ней местными психологами (такими как П. И. Зинченко, П. Я. Гальперин, В. И. Аснин, Г. Д. Луков, а затем и К. Е. Хоменко, В. В. Мистюк, Л. И. Котлярова, Д. М. Дубовис-Арановская, Е. В. Гордон, Г. В. Мазуренко, О. М. Концевая, А. Н. Розенблюм, Т. И. Титаренко, И. Г. Диманштейн, Соломахина и Ф. В. Бассин). Леонтьев в своей автобиографии указывает, что в 1936-37 годах Харьковская группа насчитывала 15 сотрудников.

Представители группы работали и развивали идеи Л. С. Выготского в 30-е гг. (примерно с 1931 по 1941 г.) в ряде учебных и научных учреждений Харькова, таких как Украинская психоневрологическая академия (в прошлом Украинский научно-исследовательский психоневрологический институт), Украинский научно-исследовательский институт педагогики, Харьковский государственный педагогический институт им. Г.С. Ско­во­ро­ды, Харьковский педагогический институт иностранных языков. Леонтьев принимал непосредственное участие в работе группы в период с 1931 по 1935 г.: в 1935 г. Леонтьев вернулся в Москву, в то время как заведование кафедрой психологии педагогического института, центральной организации школы, взял на себя Запорожец. Исследования этого периода легли в основание психологической теории деятельности. Лурия продолжал исследования аффективной сферы и в 1937 г. защитил в Харькове докторскую диссертацию. На методах и результатах исследований продолжало сказываться влияние Выготского, труды которого к середине 1930-х гг. были запрещены. После перерыва, вызванного войной (1941-1945) многие исследования продолжились в Москве и Харькове.

Научный вклад

Основные направления исследований включали эмпирические исследования таких разнообразных психических явлений и процессов, таких психических действий как:

  • простейшие орудийные действия ребенка (Гальперин);
  • сенсорные действия, в т. ч. цветочувствительность кожи ладони (Аснин, Запорожец, Леонтьев);
  • двигательные навыки, в т. ч. формируемые неосознанно (Аснин);
  • умственные действия, формируемые в контексте наглядно-действенного и логического мышления (Аснин, Запорожец, Хоменко);
  • формирование образа в условиях активного и пассивного осязания (Гиневская, Котлярова);
  • мнемические действия при произвольном и непроизвольном запоминании (Зинченко);
  • генезис эстетического восприятия у детей (Арановская, Запорожец, Хоменко, Концевая, Титаренко);
  • осознание речи в процессах игры у дошкольников (Луков);
  • формирование понятийного мышления у детей (Концевая).

История X. п. ш. и отношение ее исследований этого периода к идеям Л. С. Выготского представляют собой в известной степени «белое пятно» в историографии психологии. Некоторые работы X. п. ш. либо публиковались в малодоступных и малотиражных сборниках тех лет (главным образом, на украинском языке), либо остались неопубликованными. В настоящее время в связи с возросшим интересом в мировой психологии к традиции культурно-исторической психологии Выготского и интенсивным поиском своих оснований и направлений развития деятельностной психологии и теории деятельности А. Н. Леонтьева представляется необходимым реконструировать этот этап развития отечественной психологической науки во всей его полноте.

Послевоенный период и до наших дней

Все исследования были прерваны началом Великой Отечественной войны. После войны значительная часть группы переехала в Москву, в то время как оставшиеся в Харькове П. И. Зинченко, В. И. Аснин и их сотрудники продолжали интенсивные исследования в области психологии памяти, инженерной психологии и развивающего обучения (известная также как система Эльконина-Давыдова) на базе Харьковского педагогического института им Г. С. Сковороды (под руководством Аснина), а также Харьковского педагогического института иностранных языков и Харьковского университета (под руководством Зинченко, а позднее Г. К. Середы).

Работы представителей школы

Сборники статей

In English

  • Soviet psychology, 1979-1980, 18 (2) (early period, 1930-40s: Zaporozhets, Asnin, Khomenko, Lukov, Bozhovich, Zinchenko, Gal'perin),
  • Soviet Psychology, 1983-84, 22(2) (1939: Zinchenko, P. I. The problem of involuntary memory, 55-111).
  • Journal of Russian and East European Psychology, 1994, 32 (2) (postwar period, (1950-90s: Sereda, Ivanova), and
  • Journal of Russian and East European Psychology, 2003, 41 (5) (developmental teaching in Kharkov, 1960-1990s: Repkin, Dusavitskii)

Диссертации

  • Запорожец А. В. Роль элементов практики и речи в развитии мышления у детей (на материале глухонемых детей). Кандидатская диссертация, Харьков, 1936
  • Аснин, В. И. [...]. Кандидатская диссертация, Харьков, 1936
  • Лурия А.Р. К анализу аффективных процессов. Введение в психологию функциональных расстройств. Харьков [Москва?], 1937. На степень доктора педагогических [психол. ?] наук
  • Зинченко, П. И. О забывании и воспроизведении школьных знаний. Кандидатская диссертация, Харьков, 1937 (1938?)
  • Гальперин, П. Я. Психологическое отличие орудий человека от вспомогательных средст животного. Кандидатская диссертация, Харьков, 1937
  • Луков Г. Д. Об осознании ребёнком речи в процессе игры. Канд. дисс., Харьков [Ленинград ?], 1937
  • Божович, Л. И. [вопросы психологии усвоения учащимися орфографии]. Кандидатская диссертация, Харьков (?), 1939
  • Эльконин, Д. Б. Устная и письменная речь школьников, [Ленинград ?], 1940.
  • Арановская Д. М. Зависимость понимания ребенком сказки от ее композиции. Канд. дисс., Харьков, 1945 (1955?)
  • Фрадкина, Ф. И. Психология игры в раннем детстве. Генетические корни дошкольной игры. Канд. дисс. Л., 1945
  • Котлярова Л. И. Значение двигательного момента в процессе восприятия. Канд. дисс., Львов, 1946.
  • Гордон, Е. В. Роль предметности в восприятии ребёнком ахроматических цветов. Канд. дисс. Харьков, 1946 (М., 1947 ?)

Об истории и истории идей Харьковской школы

Общие работы

  • История Харьковской школы психологии на сайте психологического факультета Харьковского национального университета [1]
  • Cole, M. (1980). Introduction: The Kharkov school of developmental psychology. In Soviet psychology, 18, 2
  • Иванова Е.Ф. (2002). Харьковская психологическая школа 30-х годов: история создания и методологические принципы // Вісник Харківського університету, N 550, частина 1. Серія психологія, с. 97-98

Персоналии

Запорожец

Гальперин

  • Зинченко В. П. (1993). Пётр Яковлевич Гальперин (1902-1988). Слово об Учителе, Вопросы психологии, 1993, N 1.

Зинченко

Леонтьев

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home