Боссюэ, Жак Бенинь

Жак Бенинь Боссюэ (фр. Jacques Bénigne Bossuet, 27 сентября 1627 — 12 апреля 1704), знаменитый французский проповедник и писатель, епископ Мо.

Содержание

Вехи биографии

Родился 27 сентября 1627 в Дижоне. Окончил иезуитскую школу в родном городе, а затем, в возрасте 15 лет, отправился в Париж, чтобы изучать философию и теологию в Наваррском коллегиуме (Collège de Navarre).

В 1652 получил степень доктора теологии.

В 1661 Людовик XIV назначил его проповедником в Шапель-Рояль; в этой должности Боссюэ произнес некоторые из лучших своих проповедей и знаменитых надгробных речей.

В 1671 ему было поручено воспитание дофина (см. Людовик Великий Дофин). В этом же году Боссюэ был избран членом Французской Академии.

В 1681 он стал епископом Мо, посвятив остаток жизни защите католической религии.

Умер в Париже 12 апреля 1704.

Характеристика творчества

В своих трудах Боссюэ опирался на святоотеческие писания (в частности, свт. Иоанна Златоуста). Один из современников даже называл его «последним из отцов Церкви».

Боссюэ написал ряд библейских толкований в виде гомилий: на Откровение (1689), на Псалтырь и Песнь Песней (1690), на Притчи, Екклезиаст, Премудрости сына Сирахова (1693) и на пророчества Исайи о Христе (1704). Как отмечал Вигуру, комментарии Боссюэ «кратки, ясны, основательны и достойны этого великого человека».

Наибольшее значение имели его историософские взгляды — нововременное прочтение идей провиденциализма. В книгах «Рассуждение о всеобщей истории» и «Политика, извлеченная из Священного Писания» Боссюэ выразил идеи, близкие к учению библейских пророков. Он рассматривал исторические события с точки зрения промыслительных деяний Божьих. «То, что мы в нашем неведении, — писал Боссюэ, — считаем случаем, вытекает из верховного плана, в котором определены и причины и последствия».

Боссюэ обозревает прошлое, начиная с миротворения, и прослеживает путь, которым Проведение вело человечество к Иисусу Христу и Его Церкви. Церковь как орудие Божье — носительница неизменных основ; она «вмещает в себя весь авторитет прошедших веков и древнейшие предания человеческого рода от самого его начала». Таким образом, идея развития догматов была чужда Боссюэ.

Абсолютизм как форму правления, подчинённую разумному началу, Боссюэ отличал от деспотизма и говорил об обязанностях монарха. Был идеологом галликанства («Декларация французского духовенства», 1682).

Выступая поборником догматической строгости, Боссюэ осудил рационалистическое истолкование Св. Писания Р. Симоном и квиетизм Фенелона. Он стремился воссоединить протестантов с католиками, и, возможно, его труд «История изменений протестантских церквей» (1688) следует считать основным в творчестве проповедника. Боссюэ был одним из величайших французских прозаиков.

Боссюэ был не только одним из самых красноречивых проповедников своего времени, но и выдающимся историком, защитником чистоты католического вероучения и духовным лидером французской церкви в последние десятилетия XVII в. Его красноречие изысканно, слог поэтичен и живописен, отмечен яркой образностью и одушевлен глубоким религиозным чувством.

Сочинения

  • Œuvres complètes. V. 11-31. Paris, 1862—1866.
  • Надгробные слова Боссюэта, еп. Мосского. СПб., 1822.
  • Боссюэ. Размышления на Евангелие. Пг., 1916.

Литература

  • Лебедев М. Боссюэт, еп. Моский, и значение его для Католической Церкви во Франции // Труды Киевской духовной академии. 1868. № 1, 4.
  • Панов И. Боссюэт и его проповеди. СПб., 1888.
  • Лансон Г. Боссюэ и Бурдалу // История французской литературы / Пер. с франц. М., 1896. Т. 1. Гл. 6.
  • Лопухин А.П. Промысл Божий в истории человечества: Опыт филосовско-исторического обоснования воззрений блаж. Августина и Боссюэта. СПб., 1896.
  • Денисюк Н. Жак Бенин Боссюэ // Отдых христианина. 1916. N 5/6, 7/8.
  • История французской литературы. Т. 1. М.; Л., 1946. С. 459—461.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home