Саркофаг царя Ахирама

Саркофаг царя Ахирама (англ. Sarcophagus of king Ahiram) — гробница царя Библа, известного только по надписи с этой гробницы.

В 1923 г. французский египтолог Пьер Монтет (Pierre Montet) обнаружил каменный саркофаг в одном из склепов Библа, древнего финикийского города. Сейчас он хранится в Национальном музее Бейрута, столице Ливана. На стенках саркофага изображены скорбящие женщины и гости, преподносящие дары царю, восседающему на высоком троне. Но примечателен саркофаг прежде всего надписью, которая опоясывает крышку и выполнена финикийскими буквами. Эта надпись породила споры в научных кругах о зарождении и эволюции фонетического алфавита.

Первооткрыватель саркофага Пьер Монтет датировал надпись XIII веком до н. э., и долгое время надпись считалась наиболее ранней надписью, написанной финикийскими буквами, от которых позже произошло большинство современных алфавитов. Датировкa основывается на вазе с иерогифическим рисунком фараона Рамзеса II (правил в XIII в. до н. э.). Однако в том же склепе, где находился саркофаг, были обнаружены посуда с Кипра, сделанная в стиле VII в. до н. э., а также вещицы Микенской цивилизации, датируемые Дуссаудом (Dussaud) 1300-1200 гг. до н. э.

Исследователи разошлись во мнениях относительно древности саркофага. Одни отстаивают XIII в. до н. э., выдвигая аргумент, что утварь VII в. до н. э. занесли древние грабители, а другие настаивают, что склеп вскоре после захоронения был разграблен в конце VII в. до н. э. солдатами вавилонского царя Навуходоносора II после победы над египтянами в битве при Каркемыше в 605 до н. э. Цари Библа, согласно найденной в склепе вазе, были союзниками египтян и пострадали за это.

Что касается самой надписи, то различные исследователи относят её к XI-X вв. до н. э., опираясь на фонетическую конструкцию, архаичное написание букв и сравнение с известными финикийскими надписями библских царей Абибаала (Abi-baal, X в. до н. э.) и Элибаала (Eli-baal, IX в. до н. э.). Если бы надпись Ахирама была выполнена в XIII в. до н. э., то, приводится аргумент, начертание букв было бы другим. В настоящее время существует консенсус, что надпись на саркофаге сделана около 1000 г. до н. э., хотя окончательная точка в споре не поставлена. Финикийские буквы вырезаны поверх более ранней стертой надписи, остатки которой сохранились, что вносит проблему в датировку как надписи, так и времени жизни царя Ахирама и его сына.

Надпись гласит (есть и другие версии перевода):

«Гробница, которую Иттобал, сын Ахирама, царя Гвала [Библа], сделал отцу для его обители в вечности. И если какой-нибудь царь или иной правитель или любой военачальник нападёт и откроет гробницу, пусть его властный скипетр сломается, пусть его царский трон перевернется, и пусть мир покинет Гвал; что до него самого, пусть от него не останется даже надписей.»

См. также

Ссылки

  • The Tomb of Ahiram
  • Le sarcophage d'Ahiram
  • W. F. Albright, The Phoenician Inscriptions of the Tenth Century B. C. from Byblus, Journal of the American Oriental Society, Vol. 67, No. 3 (Jul.-Sep., 1947), pp. 153-160
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home