Филин, Александр Иванович

Филин Александр Иванович - (18 января 190323 февраля 1942) - советский лётчик-испытатель, генерал-майор авиации.

Содержание

Краткая биография

  • Родился в 18 января 1903 года
  • 1921 В Красной Армии
  • 1922 Окончил Петроградскую военно-теоретическую школу авиации
  • 1925 Борисоглебскую школу военных лётчиков
  • 1930 Военно-воздушную академию РККА им. профессора Н.Е .Жуковского (ныне ВВИА)
  • 1930 на летно-испытательной работе в НИИ ВВС
  • 1937 - начальник НИИ ВВС

Достижения

Филин летал на самолётах многих типов, проводил сложные лётные испытания, в т. ч.

  • Первых самолётов с убирающимся шасси (И-14, И-16)
  • Первые испытания на штопор истребителей
  • Создал инструкцию по выводу из штопора самолётов И-5, И-15
  • Поднял в небо ЦКБ-11 (ДИ-6) (30 сентября 1934)
  • Принимал участие в испытаниях УТ-1 (АИР-14) (1936).
  • Один из создателей методики лётных испытаний
  • 26 августа 1929 Совершил перелёты Москва-Минеральные Воды (совместно с А.Ф.Ковальковым, АИР-3)
  • 11-13 сентября 1934 По замкнутому маршруту Москва-Рязань-Харьков (совместно с М.М.Громовым, АНТ-25) пролетел за 74 ч 2 мин 12411 км, установив мировой рекорд.

Научная работа

В результате осмысления прошедших воздушных сражений в Испании, Китае и Монголии Филин выдвинул концепцию, по которой самолет с самыми лучшими летными данными обеспечивал только 50% боевой задачи. Остальные 50% приходятся на двустороннюю радиосвязь, приборы для полетов в сложных и ночных метеоусловиях и другое оборудование. Испытания в НИИ ВВС проданных нам в 1940 году Германией своих новых истребителей и других боевых самолетов подтверждали концепцию Филина. Он был прав, требуя от главных конструкторов самолетов установки радио и другого современного оборудования и проведения полного цикла заводских испытаний, которые должны были предшествовать испытаниям государственным

Роковая встреча

...7 мая 1941 г. в Кремле в присутствии Сталина состоялось совещание представителей высшего командования ВВС и руководства НКАП, на котором Филин выступает с докладом "О работе и состоянии НИИ ВВС КА". В своем докладе Александр Иванович подробно проанализировал работу института, показав имеющиеся недостатки и вскрыв их причины. Кроме того, он указал на недостатки в работе авиационной промышленности, выразившейся прежде всего в предъявлении на государственные испытания недоведенных и не до конца прошедших заводские испытания самолетов, в числе которых он назвал Як-1, Як-4, ЛаГГ-1, Су-2, Ар-2, Пе-2 и Ер-2. Неприятным было то, что конец доклада принял характер острой полемики между Филиным и Сталиным. («Подстреленный сокол» М.Руденко. «Труд», 12.05.1998)

Трагическая кончина

При испытаниях МиГ-3 в НИИ ВВС была получена меньшая дальность, чем в специально организованном перелете Москва-Ленинград в условиях, отличных от принятых для государственных испытаний, и с оборудованием самолета дополнительным прибором, который позволял летчику устанавливать оптимальный режим работы мотора. «Результат перелета стал известен Сталину, и он предложил в этом разобраться комиссии под руководством наркома обороны Тимошенко, секретаря ЦК Маленкова и заместителя начальника Генерального штаба Ватутина. Конечно, такие руководители были далеки от понимания тонкостей летных испытаний, и они подтвердили жалобы главных конструкторов на Филина в том, что он занижал данные испытуемых самолетов. За подписью вышеуказанных руководителей комиссии вышел приказ, которым генерал-майор Филин предавался суду военного трибунала. В первых пунктах приказа ему ставилось в вину занижение дальности МиГ-3. Как ни странно, ему же ставилось в вину то, в чем он обвинял конструктора Яковлева, то есть в недостаточно подробных и полных испытаниях самолета Як-1. Ему же ставилось в вину, что самолеты были запущены в серийное производство без проведения войсковых испытаний, на проведении таких испытаний настаивал именно Филин. Этим же приказом отстранялись от должностей группа инженеров и летчиков-испытателей, проводивших государственные испытания в НИИ ВВС. Приказ датирован 31 мая 1941 года. Филин был арестован 23 мая. Далее его участь решали заместитель Берии Кобулов и следователь НКВД Владзимировский. Они уже избегали авиационно-технических подробностей, а предъявили обвинение в антисоветском заговоре. Постановлением особого совещания при НКВД СССР 13 февраля 1942 года Филин был приговорен к расстрелу, и 23 февраля приговор был приведен в исполнение.

Совершенно чудовищно, что Филина расстреляли в 1942 году, когда справедливость его требований к испытуемым самолетам была подтверждена на фронтах Отечественной войны. В следственном деле указано, что обвиняемый виновным себя не признал. («Летчики, самолеты, испытания» А.А.Щербаков, М., 1998)

Филин Александр Иванович был реабилитирован в 1954 г.

Награды

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home