Серафим (Чичагов)

Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов), митрополит (9 января 1856, Санкт-Петербург в дворянской семье — 11 декабря 1937), деятель Русской православной церкви, митрополит Ленинградский. Причислен к лику святых в 1997.

Содержание

Семья

  • Отец — Михаил Никифорович Чичагов, полковник артиллерии. Мать — Мария Николаевна. Принадлежал к одному из наиболее известных дворянских родов Костромской губернии. Среди предков — адмиралы В. Я. Чичагов (17261809), П. В. Чичагов (17651849).
  • Супруга (с 8 апреля 1879) — Наталия Николаевна Дохтурова, дочь камергера двора Его Императорского Величества, внучатая племянница героя Отечественной войны 1812 генерала Д. С. Дохтурова. Скончалась в 1895.
  • Дочери — Вера, Наталия, Леонида, Екатерина.
  • Внучка — Варвара Васильевна Резон-Чичагова, в замужестве Чёрная, затем игумения Серафима (19141999).

Образование

Учился в Первой Санкт-Петербургской военной гимназии, окончил по первому разряду Пажеский корпус в 1875. Позднее вспоминал «Мы были воспитаны в вере и Православии, но если выходили из корпуса недостаточно проникнутыми церковностью, однако хорошо понимали, что Православие есть сила, крепость и драгоценность нашей возлюбленной родины». Также получил образование в Михайловской артиллерийской академии.

Военная служба

  • В 1875 — поступил в чине подпоручика в 7-ю конно-артиллерийскую бригаду, в связи с её упразднением переведён в 5-ю конно-артиллерийскую бригаду. Был прикомандирован к 1-й Его Величества батарее Гвардейской конно-артиллерийской бригады.
  • В 1876 — прапорщик, затем подпоручик 1-й Его Величества батареи Гвардейской конно-артиллерийской бригады.
  • В 18771878 участвовал в русско-турецкой войне. Награждён орденами св. Анны IV степени с надписью «За храбрость» (за отличие в сражениях под Горным Дубняком 12 октября и Телишем 16 октября 1877), св. Станислава III степени с мечами и бантом (за переход через Балканы 13 декабря19 декабря 1877), св. Анны III степени с мечами и бантом (за сражение под Филиппополем 3 января5 января 1878), саблей с дарственной надписью от императора (за осаду и взятие Плевны).
  • С 1878 — поручик, с 1881 — штабс-капитан. С 1880 — адъютант помощника генерал-фельдцейхмейстера генерала графа А. А. Баранцова (генерал-фельдцейхмейстер командовал артиллерией российской армии). В 1881 награждён орденом св. Станислава II степени.
  • В 1881 был командирован во Францию на манёвры французских войск, изучал устройство французской артиллерии. В 1882 награждён Кавалерским крестом ордена Почётного легиона и черногорским орденом Данилы Первого IV степени.
  • Принимал участие в решении вопросов о вооружении крепостей на западной границе России и оснащения болгарской армии. В 1883 награждён Румынским Железным крестом, Болгарским орденом св. Александра III степени. В 1884 награждён орденом св. Анны II степени.
  • В 1890 уволен в отставку, в 1891 «для сравнения со сверстниками» произведён в полковники.

Священник

С 1878 был духовным чадом знаменитого священника Иоанна Кронштадтского. По его благословению вышел в отставку и принял духовный сан. С 1881 — ктитор Сергиевского всей Артиллерии собора в селе Клеменьеве, самостоятельно изучал богословские науки. Интересовался проблемами народной медицины (автор системы лечения организма лекарствами растительного происхождения, которая изложена им в фундаментальном труде «Медицинские беседы»). Кроме того, подготовил к публикации мемуары адмирала П. В. Чичагова.

26 февраля 1893 в Московском Синодальном храме Двунадесяти апостолов (в Кремле) был рукоположен в сан диакона, 28 февраля того же года — в сан священника этого храма. На свои деньги реставрировал храм и основал при нём Общество Белого креста, имевшее целью помощь офицерским детям.

С 14 февраля 1896 — священник храма свт. Николая на Старом Ваганькове, окормлял артиллерийские части Московского военного округа. До этого храм в течение тридцати лет был закрыт; о. Леонид на свои деньги реставрировал и его. В период настоятельства был награждён Болгарским орденом св. Александра «За гражданские заслуги» II степени и греческим орденом Христа Спасителя II степени.

Монашество и участие в прославлении Серафима Саровского

В 1896 вышло в свет первое издание составленной им «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», значительная часть которой была посвящена деятельности Серафима Саровского. Посетил этот монастырь, где монахиня Пелагия, помнившая старца Серафима, сказала ему: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления». Позднее действительно получил аудиенцию у императора Николая II, передал ему свою книгу, что способствовало канонизации Серафима Саровского.

Овдовев, 14 августа 1898 пострижен в монашество с именем Серафим. В 1899 был назначен настоятелем суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с возведением в сан архимандрита. Занимался реставрацией этого монастыря, написал житие преподобного Евфимия. При нём было отремонтировано арестантское отделение (предназначавшееся для лиц духовного звания), для узников устроена библиотека, а некоторые из них освобождены по его ходатайству.

В 1902 по повелению императора и определению Св. Синода ему были поручены подготовительные работы к канонизации Серафима Саровского, состоявшейся в 1903. Написал житие преподобного, выпустил второе издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Был одним из организаторов церемонии прославления.

С 14 февраля 1904 — настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, за короткое время реставрировал Воскресенский собор этого монастыря.

Архиерей

  • 28 апреля 1905 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) и другими архиереями хиронисан в епископа Сухумского.
  • С 6 февраля 1906 — епископ Орловский и Севский. При нём в епархии были учреждены церковно-приходские советы. Распространял среди духовенства духовную литературу, проводил частые собеседования, был известен своей благотворительностью. За организация приходской жизни в епархии награждён орденом св. Анны I степени. В 1907 стал присутствующим членом Святейшего Синода, занимался церковно-приходскими вопросами.
  • С 16 сентября 1908 — епископ Кишиневский и Хотинский. 16 мая 1912 возведен в сан архиепископа. Боролся с «иннокентьевщиной» — распространённым в епархии антицерковным движением. Выступал за сохранение «чистого молдавского языка» в богослужении, против распространения «культурного румынского языка», которому, по его мнению, обучали молдаван сепаратисты.
  • С 20 марта 1914 — архиепископ Тверской и Кашинский. В период Первой мировой войны участвовал в мероприятиях по организации помощи беженцам и по оснащению необходимыми средствами госпиталей и санитарных поездов, призывал епархиальный клир вступать в ряды военного духовенства, а приходских причетников — идти на военную службу. Собирал пожертвования для раненых воинов. В 1917 как монархист был уволен с Тверской архиерейской кафедры. Участвовал в работе Поместного Собора 1917—1918 в Москве.
  • С 17 сентября 1918 — митрополит Варшавский и Привислинский; из-за военно-политической ситуации не смог выехать в Варшаву, жил в Черниговском скиту Троице-Сергиевой лавры, с 1920 — в Москве, где служил в различных храмах.

24 июня 1921 было издано постановление судебной тройки ВЧК о его заключении в концлагерь сроком на два года по обвинению в том, что в случае предполагавшегося выезда в Польшу он намеревался «координировать — против русских трудящихся масс — за границей фронт низверженных российских помещиков и капиталистов под флагом дружины друзей Иисуса». Однако был арестован лишь 21 сентября того же года, заключён в Таганскую тюрьму. Тяжело заболел, и 16 января 1922 был освобождён. 25 апреля 1922 решением судебной коллегии ГПУ выслан в Архангельскую область. В марте 1923 выслан в Марийскую область. 16 апреля 1924 вновь арестован по обвинению в организации прославления преподобного Серафима Саровского в 1903. 14 июля того же года освобождён из-под стражи по ходатайству Патриарха Тихона, но был вынужден покинуть Москву. Жил в Воскресенском Феодоровском монастыре под городом Шуя на покое.

В 1927 признал власть заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). С 23 февраля 1928 — митрополит Ленинградский. Негативно относился как к «обновленчеству», так и к «правой» оппозиции митрополиту Сергию. 14 октября 1933 уволен на покой.

Последние годы жизни и мученическая кончина

В 19331934 жил в Москве, затем в посёлке Малаховка и на даче близ станции Удельная Московской области. Сочинял церковную музыку, никогда не расставался с фисгармонией (уже после канонизации, в 1999 было впервые публично исполнено его сочинение «Листки из музыкального дневника»).

Большое внимание уделял церковному пению. Хорошо рисовал, занимался иконописью. Автор образов Спасителя в белом хитоне и преподобного Серафима, молящегося на камне, находящихся в московской церкви во имя пророка Божия Илии, что в Обыденном переулке.

30 ноября 1937 арестован, был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму, из-за невозможности из-за тяжёлой болезни перевезти его в арестантской машине, в машине «скорой помощи». При аресте у него были изъяты рукопись второго тома «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», книги, музыкальные произведения, иконы, облачения.

На допросе 3 декабря отрицал, что «обрабатывал в антисоветском духе» своих почитателей. Один из свидетелей по его делу показал, что митрополит Серафим говорил: «Вы из истории хорошо знаете, что и раньше были гонения на христианство, но чем оно кончалось, торжеством христианства, так будет и с этим гонением — оно тоже кончится, и православная церковь снова будет восстановлена и православная вера восторжествует» (цитируется по тексту показаний).

7 декабря 1937 года «тройка» НКВД по Московской области приняла постановление о его расстреле по обвинению в «контрреволюционной монархической агитации». Расстрелян на полигоне НКВД в подмосковском посёлке Бутово.

В 1997 Архиерейским собором Русской православной церкви причислен к лику святых как новомученик.

Труды

  • Французская артиллерия в 1882 году // Артиллерийский журнал. — 1883. — № 6, 8.
  • Доблести русских воинов (описание из прошлой войны. Описание отдельных подвигов 1877—1978 гг.) Вып. I—II, изд. 3-е, СПб, 1891.
  • Дневник пребывания императора Александра II в Дунайской армии 1877—1978 г. СПб, 1885; СПб, 1995.
  • Что служит основанием каждой науке. — М.: 1890.
  • Медицинские беседы ч. I—II. М.1892. ч. III—IV. M. 1895.
  • Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда. М., 1896; СПб, 1903; Краснодар, 1991.
  • Краткое содержание летописи Серафимо-Дивеевского монастыря. — М.: 1896.
  • Зосимова пустынь во имя Смоленской Божьей Матери. Летописный очерк. — М.: 1899.
  • Житие преп. Серафима Саровского чудотворца СПб, 1903, 2-е изд.
  • Житие Ефимия преп. священно-архимандрита Суздальского чудотворца. — СПб.: 1904.

В 1993 в Санкт-Петербурге вышел в свет двухтомник «Да будет воля Твоя», в который вошли многие труды Святителя. В 2003 он был переиздан (в одном большом томе, с прибавлением новых материалов) в Москве.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home