Разрешение конфликтов

Эта страница является частью правил и указаний Википедии.
Ссылка:
ВП:РК

В случае, если два или более участников проекта не могут прийти к консенсусу относительно содержания какой-либо статьи, если между участниками возник конфликт или если поведение участника нарушает правила Википедии (нейтральная точка зрения, правила и указания и др.), то любая заинтересованная сторона может прибегнуть к одному (или нескольким) способам разрешения конфликтов: Вниманию участников, Посредничество и Арбитраж.

Содержание

Вниманию участников

На этой странице, за которой рекомендуется следить всем активным участникам и администраторам, любой участник может оставить сообщение с целью привлечения внимания к нарушениям правил, конфликтам, вандализму или действиям отдельных участников. Эта страница существует для небольших проблем, требующих помощи других участников, но не всего сообщества. Предполагается, что важные события, требующие всеобщего внимания, должны быть отражены на Форуме.

Если два участника хотят узнать мнение нейтральной третьей стороны, они могут попросить об этом на этой странице.

Голосование

Голосование целесообразно провести в двух случаях:

  • Когда нужно установить стандарт (как писать — гомосексуализм или гомосексуальность?). Стандарты могут иметь и политическую подоплёку (Фолклендские или Мальвинские острова?).
  • Когда нужно подтвердить или проверить наличие консенсуса по данному вопросу. Консенсус определяется как большинство от 2/3 (для удаления страницы) до 80 %, в зависимости от вопроса. Если участник продолжает правки несмотря на наличие консенсуса, его действия могут быть классифицированы как вандализм.

Не рекомендуется проводить голосования по вопросам персонального характера — в частности, по поводу блокировки участника, вынесения или снятия предупреждений, претензий к действиям администратора и т. п.: ход и результаты такого рода голосований могут быть обусловлены в большей степени личными отношениями между участниками, чем существом вопроса, и приведут скорее к обострению конфликтной ситуации. Для разрешения личных конфликтов следует прибегать к посредничеству или, при невозможности посредничества, к арбитражу.

Вопросы можно ставить на голосование одним из трёх способов

  • на странице обсуждения спорной статьи
  • на странице Голосования (со ссылкой на странице обсуждения)
  • открыв специальную страницу (со ссылкой на странице обсуждения и на странице Голосования)

Посредничество

Конфликтующие стороны могут попросить о посредничестве как следующей фазе разрешения конфликта. Посредник — опытный участник Википедии, который согласен работать с обеими сторонами с целью достижения консенсуса.

Посредничество требует согласия обеих сторон, и если одна из сторон отказывается от посредничества, возможен только арбитраж. Посредник не обладает никакими административными правами, он просто добровольно пытается помочь конфликтующим сторонам, имеющим разногласия по конкретному вопросу, но готовым разрешить их согласно принципам и правилам Википедии. Если одна из сторон отказывается следовать этим правилам и принципам или действует со злым умыслом (например, добавляет информацию, о ложности которой заведомо знает), посредничество невозможно, и необходим арбитраж.

Использование посредничества перед арбитражем рекомендуется почти во всех случаях! Арбитражный комитет не будет рассматривать дела, которые могут быть разрешены посредничеством. Посредничество гораздо быстрее, т.к. посредник в каждом конкретном случае один, а арбитры должны голосовать и искать внутренний консенсус по каждому вопросу. Кроме того, общее число посредников велико, и нагрузка на каждого индивидуального посредника мала, по сравнению с нагрузкой на арбитров. Подавайте на арбитраж только, если посредничество не сработало или невозможно по вышеуказанным причинам!

Процедура

В число потенциальных посредников входят все администраторы и участники со стажем свыше шести месяцев. Любая из сторон, заинтересованных в посредничестве, пишет об этом на странице К посредничеству, создав отдельный раздел. Запрос должен содержать краткое описание конфликта и имена сторон, а также ссылку на согласие другой стороны (например, на страницах обсуждений статьи или участника). Если такой ссылки нет, то другая сторона может просто написать о своём согласии в этом разделе. Любой потенциальный посредник может предложить свою кандидатуру как посредника. Обе стороны должны дать согласие на данного посредника. Если одна из сторон не согласна, то другой потенциальный посредник может предложить свою кандидатуру,

Если одна из сторон недовольна процессом, она всегда может прервать процесс и перевести дело в арбитраж.

Если посредничество прервано по причине отказа одной из сторон от сотрудничества и дело передано в арбитраж, посредник имеет право представить своё мнение по обсуждаемому вопросу перед арбитрами.

Арбитраж

Последней и основной инстанцией, отвечающей за поддержание порядка и выполнение правил русского раздела Википедии, является Арбитражный комитет. Комитет состоит из наиболее опытных участников русскоязычной Википедии, выбранных участниками демократическим путем. Комитет рассматривает все важные дела, которые не могут быть разрешены обсуждением или посредничеством, а также апелляции на действия администраторов, посредников, отдельных арбитров и других участников. Комитет может отказаться от рассмотрения дела, направить его к посредничеству или принять (единогласно) решение без детального рассмотрения дела (например, отклонить апелляцию в случаях явного вандализма). Арбитражный комитет может применить любые практически осуществимые меры и санкции, которые не противоречат правилам Википедии, как-то: предупреждение, запрет редактирования конкретных статей (на срок или бессрочно), запрет редактирования любых статей (на срок), блокирование участника, назначение временного редактора или редакторов для приведения статьи в нейтральный и/или приличный вид, лишение статуса администратора, бюрократа, арбитра либо другого статуса, и др. Решения Комитета подлежат исполнению администраторами Википедии.

Арбитражный комитет является исключительно судебным органом. Он не имеет права формировать политику и правила Википедии (которые формируются сообществом на основе консенсуса), но имеет право их интерпретировать применительно к рассматриваемому делу.

Апелляции в отношении решений арбитражного комитета разрешается подавать (на английском языке) Совету поверенных фонда Викимедиа или Джимми Уэйлсу, но они могут быть рассмотрены только в исключительных случаях (нарушения комитетом принципов Википедии).

Процедура

Принятие дела к рассмотрению

Истец на странице Заявки на арбитраж подаёт краткое описание дела со ссылками на всех ответчиков и уведомляет всех ответчиков на их страницах обсуждения. Каждый из ответчиков может кратко (один раз) высказать свою точку зрения на иск в течение недели. По прошествии недели (или ранее), арбитры голосуют по вопросу принятия к рассмотрению. При принятии решения секретарь комитета подводит итог и уведомляет всех заинтересованных лиц.

Отводы

Если арбитр существенным образом участвовал в конфликте, чувствует себя необъективным или неспособным участвовать в обсуждении вопроса, он может взять самоотвод. Если одна из сторон считает, что один или несколько арбитров должны взять отвод, они имеют право заявить об этом при подаче иска или ответе на него (каждого арбитра индивидуально, если их несколько), предоставив доказательства. При этом данный арбитр может либо взять отвод, либо мотивированно отказаться. В случае отказа все остальные арбитры (включая других арбитров, против которых предлагается отвод) голосуют по данному вопросу.

Участники конфликта не могут потребовать отвода половины или более чем половины членов арбитражного комитета.

Принятие решения

Если дело принято к рассмотрению, истец (истцы) в течение недели предоставляют материалы, демонстрирующие и подтверждающие их иск (ссылки на конкретные изменения). Со своей стороны, ответчик может предоставить свои материалы по данному вопросу. Посредник (если таковой был) и другие заинтересованные участники могут высказать свои мнения. По истечении установленного срока (неделя?), секретарь объявляет о начале обсуждения арбитрами. Арбитры могут немедленно проголосовать по любому вопросу (например, кто прав, или какое наказание установить для нарушителя) или обсудить вопрос между собой (частным образом или публично). Арбитражный комитет может также обратиться к любому участнику и попросить его участия как свидетеля или эксперта по теме обсуждаемой статьи. Другие участники могут продолжать комментировать процесс, но отдельно от арбитров. Окончательное голосование арбитры проводят публично, после чего секретарь объявляет решение. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство арбитров, занимающихся данным делом (т.е. исключая отводы и предупредивших о своём отсутствии).

Исполнение решения

Решение обязательно к исполнению, и в случае необходимости административных действий (защиты страниц, блокировки участников и т. д.) первый администратор, который узнаёт о решении (например, секретарь комитета, если он администратор), приводит его в исполнение и сообщает об этом.

В случае если для статьи назначены временные редакторы, а сама статья временно защищена, по техническим причинам редакторы должны иметь статус администратора (по крайней мере, пока). Поэтому, в этом случае один из бюрократов придаёт редакторам технический статус администратора, но только на время и только с целью редактирования конкретной защищенной статьи. Редакторы (если только они не являются администраторами сами по себе) не имеют права использовать другие административные функции. По окончании периода, установленного комитетом, редакторы слагают свои полномочия.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home