Смысл жизни

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Смысл жизни — философская проблема, которую каждый человек решает для себя по-своему. Как правило, данное понятие относится к оценке всей жизни человека, затрагивает проблему воздействия отдельного человека на окружающую действительность и вопросы о постановке человеком целей, выходящих за рамки его жизни. Неопределённость вопроса происходит от слова «смысл», что позволяет интерпретировать вопрос по-разному:

  • «Откуда произошла жизнь?»,
  • «Что составляет природу жизни (и Вселенной в которой мы живём)?»,
  • «Почему жизнь важна?»,
  • «В чём состоят жизненные ценности?»,
  • «Что является целью (чьей-то) жизни?».

О подобных вопросах люди спорили и спорят до сих пор, выдвигая соперничающие между собой научные теории, философские, теологические и религиозные объяснения.

Содержание

Подход с точки зрения «здравого смысла»

«В чем смысл жизни?» — вопрос, который многие люди задают самим себе в некоторый момент своей жизни. Некоторые из них верят, что смысл жизни заключается в одной из нижеперечисленных альтернатив:

Выживание и признание в обществе

  • …скопить богатство и достичь определённого социального положения
  • конкурировать или сотрудничать с другими
  • …уничтожать тех, кто наносит Вам вред, или практиковать ненасилие и несопротивление
  • …добиться власти и использовать её
  • …произвести и воспитать потомство
  • …искать свободу, физическую, духовную или финансовую
  • …искать счастье и процветание, испытывать удовольствие или праздновать
  • …выживать, включая стремление к бессмертию через достижения науки

Мудрость и знание

  • …не иметь вопросов, или продолжать задавать вопросы
  • …учиться на собственных и чужих ошибках
  • …искать истину, знание, понимание, или мудрость
  • …исследовать, расширять границы
  • …пытаться понять смысл жизни
  • …понять кто ты. Для этого ставить перед собой задачи и успешно или неуспешно решать их.

Этичность

  • …выражать сострадание
  • …жить в мире друг с другом и в гармонии с нашей окружающей средой
  • …раздавать и получать любовь
  • …искать и находить добродетель, жить праведной жизнью
  • …служить другим или совершать хорошие поступки
  • …работать для справедливости и демократии

Духовная самореализация/Другое

  • …достигнуть сверхъестественной связи в природном контексте
  • …достичь просветления и внутреннего спокойствия
  • …способствовать естественной человеческой эволюции или сделать вклад в генофонд человеческой расы
  • …способствовать технологической эволюции или активно совершенствовать будущего человека
  • …стать Богом или богоподобным
  • …вкладывать в коллективные цели («мы» или «нам») при отсутствии собственной цели («Я» или «мне»)
  • …умереть или стать мучеником
  • …испытывать переживание существования из бесконечного числа перспектив для того чтобы расширить сознание, что все это есть Бог
  • …придать жизни смысл (пример — антиметабола)
  • …создавать полезные структуры во Вселенной, выходящие за рамки и стоящие над потреблением
  • …неотступно следовать мечте, видению, предназначению
  • …устанавливать, достигать единства с другими
  • …искать и находить красоту
  • …просто жить пока кто-нибудь не умрёт (отсутствие вселенского или божественного смысла за пределами того кто был выбран)
  • …молиться, служить и достигать единения с Богом

Научные подходы и теории

Большинство религий охватывают и продвигают определённые понятия о смысле жизни, предлагая достоверные причины для объяснения того, почему существуем мы и все другие организмы. В самом деле, возможно, фундаментальное определение религиозной веры — это убеждение в том, что жизнь служит (божественной) цели. Наука, однако, всегда давала оглушительный ответ «нет» на вопрос: «Имеет ли жизнь высокий смысл?» По крайней мере, до сих пор. В ряде своих лекций и книге[1], научные писатели Эрик Шнайдер и Дорион Сэган утверждают, что даже с научной точки зрения жизнь, действительно, служит цели, и таким образом, имеет смысл, который выходит за пределы собственного «я». Они пришли к такому заключения, когда пытались уладить противоречие, которое на протяжении долгого времени приводило в недоумение тех, кто изучает и биологию, и физику. Живые организмы, очевидно, воплощают организации материи в сложные структуры. Они преобразовывают химические продукты и организованным образом транспортируют и преднамеренно накапливают их. Над уровнем отдельных организмов они формируют общества и экосистемы. Все мы знакомы с этими фундаментальными биологическими понятиями, и все мы — часть этих процессов. Порядок, кажется, является названием биологической игры, а эволюция ведёт к более сложным организмам и более организованным структурам. Это, конечно, расходится с одним из фундаментальных принципов физики: второй закон термодинамики, который гласит, что энтропия — деградация всей материи и энергии во вселенной до окончательного состояния инертного единообразия — возрастает в результате любого и каждого процесса. Чем больше развивается мир, тем больше будет беспорядок. Физика даже принимает идею о том, что энтропия определяет направление времени. В конечном итоге, все рухнет и будет беспорядочно распределено. Как же Шнайдер и Сэган улаживают противоречие между тем, что кажется верным о жизни — то, что она организовывает материю в более и более сложные существа и структуры — и понятием о том, что беспорядок увеличится, а порядок будет потерян? Одинаково важно то, как наука может увидеть какой-либо смысл жизни в улаживании такого очевидного противоречия? Суть состоит в том, что второй закон термодинамики управляет энтропией, и что существование жизни помогает увеличить ее. Другими словами, жизнь способствует беспорядку. Некоторые могут подумать, что это может быть верным, только если логическим концом эволюции и интеллектуальной жизни был бы ядерный взрыв, который бы уничтожил Землю. Но это не то, что имеют в виду Шнайдер и Сэган. Вместо этого они делают различие между материей и энергией и говорят, что материя, организованная в структуры, распространяет градиенты энергии быстрее, чем беспорядочно распределенная материя. В качестве одного примера они рассматривают феномен, о котором давно знают те, кто пьёт пиво. Если Вы хотите вылить из бутылки воду (или пиво) и перевернёте её вверх дном, вода выльется неравномерными толчками. Если Вы будете вращать бутылку и создадите внутри неё воронку, вода вытечет намного быстрее и ровным потоком. Воронка в бутылке — это структура в воде. Бегущая вниз вода — это материя, теряющая свою потенциальную энергию. Структура ускоряет распространение градиента энергии. Подобным образом, в жаркий день воздух в лесу прохладнее, чем над смежной голой землёй благодаря испарению на деревьях. Градиент энергии, в данном случае жары, более эффективно распространяется структурой леса и жизнью внутри него. Чем сложнее структура, тем эффективнее распространение энергии. Население в этом отношении лучше, чем отдельные люди; экосистемы даже ещё лучше, а эффективнее всего — пока ещё — человеческие высокотехнические общества. Таким образом, говорит аргумент, второй закон термодинамики не противоречит существованию жизни; скорее он — причина жизни. Этот закон продвигает эволюцию на более высокие уровни сложности и к более сложным обществам и технологиям с единственной целью распространить градиенты энергии. Так что, жизнь, в конце концов, имеет высокий смысл в глазах науки — даже если служение второму закону термодинамики — не совсем то, что имели в виду те, кто предан религии.

Философские точки зрения

Ценность как смысл

Этим философы пытаются ответить на вопрос «В чем смысл жизни?». Теории ценностей являются теориями о смысле жизни: великие философы такие как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза и многие другие обладали чёткими представлениями какая жизнь лучше всего (а следовательно и более всего осмысленна).

Атеистические взгляды

Основная Статья: Атеизм

Атеизм в строжайшем смысле этого слова означает отсутствие веры в существование бога или сверхъестественных суперсуществ (любого типа и числа), и как следствие — убеждение, что ни Вселенная, ни мы не были созданы такими существами. Атеизм имеет отношение к трём из пяти интерпретаций вопроса о смысле жизни: «Как произошла жизнь?», «В чем состоит природа жизни (и Вселенной в которой мы живём)?» и «В чем состоит цель чьей-либо жизни?». Поскольку атеисты полагают, что бог не имеет к этому никакого отношения, они предполагают, что жизнь возникла, а не была создана. Согласно атеистическому мировоззрению, во Вселенной нет места богу, и следовательно, природа её доступна нашим приборам и постигаема с помощью средств науки. Что касается цели жизни, то некоторые атеисты утверждают, что поскольку нет богов, которые бы говорили нам, что делать а что — нет, то в принятии этих решений мы предоставлены самим себе. Другие атеисты утверждают, что некоторое подобие смысла может быть присуще самой жизни, и следовательно, чтобы вселить в нее смысл, никакой бог не нужен.

Экзистенциалистские взгляды

Основная статья: Экзистенциализм

Философ 19-го века Артур Шопенгауер предложил мрачный ответ определив жизнь кого-либо как отражение чьей-либо воли, а волю (следовательно и жизнь) как бессмысленный, иррациональный, болезненный стимул. Однако, он видел спасение, освобождение или избавление от страданий в эстетическом созерцании, сострадании к другим и чувственной жизни. Серен Кьеркегор, датский философ 19-го века, утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои ценности в равнодушном мире.

Согласно философу Мартину Хайдеггеру, люди были брошены в существование. Экзистенциалисты рассматривают бытие брошенным в существование до и в контексте любых других мыслей или идей, которые люди обладают или определений самих себя, которые они создают. Как сказал Поль Сартр: «Существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел».

Следовательно нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек вбрасывает в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам. Выбор — первичный оценщик. Вновь, цитируя Жан-Поль Сартра: «Человек есть ничто иное как то, что он делает из себя».

Подходы гуманизма

Основная статья: Гуманизм

Для гуманиста цель биологической жизни является встроенной в неё саму: воспроизведение. Это то как произошла человеческая раса: создания воспроизводящиеся в прогрессии в рамках неуправляемой эволюции как неотъемлемой части природы, которая является само-существующей. Но цель жизни это не то же самое, что цель человека, хотя и является одним из аспектов последней. Цель человека определяется людьми, безо всякого сверхъестественного вмешательства. Знание также не приходит из сверхъестественного источника, оно проистекает из человеческих наблюдений, экспериментов и рационального анализа, используя по преимуществу научный метод: природа Вселенной — вот что мы видим в нем. Это же касается этических ценностей, которые выводятся из человеческих потребностей и интересов, проверяемых опытом.

Просветлённый эгоизм является ядром гуманизма. Наиболее существенная вещь Жизни — это человек, и как расширение, человеческая раса и окружающая среда, в котором мы живём. Счастье индивидуума неразрывно связано с благополучием человечества как целого, отчасти потому что мы социальные животные, которые находят смысл в отношениях, отчасти из-за того что культурный прогресс даёт преимущество каждому кто живёт в этой культуре.

Когда мир улучшается, жизнь в общем также улучшается. Таким образом, поскольку каждый желает жить благополучно и полной жизнью, гуманисты считают важным делать это таким образом, чтобы расширять благополучие всех. В то время как эволюция человеческого вида до сих пор (по большей части) является функцией природы, эволюция человечности в наших руках и это наша ответственность совершенствовать ее в направлении высших идеалов. В тоже время, гуманизм сам развивается, поскольку гуманисты признают, что ценности и идеалы, а следовательно и смысл жизни, являются субъектом изменений по мере улчшения нашего понимания.

Доктрина гуманизма сформулирована в «Манифесте Гуманизма» (Humanist Manifesto) и в «Гражданской Декларации Гуманизма» (A Secular Humanist Declaration).

Нигилистские взгляды

Основная статья: Нигилизм

Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Термин «нигилизм» происходит от латинского nihil, что означает ничего. Ницше описывал Христианство как нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни. Он также видел нигилизм как естественный результат идеи смерти Бога и настойчиво утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю.

Мартин Хайдеггер описывал нигилизм как состояние в котором «нет никакого бытия как такового», и утверждал, что нигилизм покоился на превращение бытия в простое значение.

Нигилизм отрицает требования знания и истины, и исследует смысл существования без познаваемой истины. Хотя нигилизм ведет к пораженчеству, в нем можно найти силу и причину для прославления в различных и уникальных областях человеческих отношений, которые он исследует. С нигилистической точки зрения, первоисточником моральных ценностей является индивид, а не культура или другое иное рациональное или объективное основание.

Позитивистские взгляды

Основная статья: Позитивизм

Что касается смысла жизни, Людвиг Витгеншгейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Потому что «смысл X» это элементарное выражение (term), которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д.. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и следовательно бессмысленным.

Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий случающихся на протяжении всей этой жизни и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл — это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех кто живет ее), делает утверждение ошибочным. Язык может обеспечить осмысленный ответ только если он ссылается на области «внутри» области жизни. Но это невозможно когда вопрос выходит за границы области в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом.

Другие философы, помимо Витгеншгейна, обращались к попыткам открыть что является осмысленным в жизни изучая присущее ей сознание. Но когда такие философы пытались найти глобальное определение «Смысла жизни» для человечества, им не удалось найти согласования с лингвистической моделью Витгенштейна.

Прагматические подходы

Основная статья: Прагматизм

Философы прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт.

Прагматизм — это философская школа, которая появилась в Соединённых Штатах в конце XIX века. Прагматизм характеризуется настойчивыми утверждениями о последствиях, полезности и практичности как жизненно важных компонент истины. Прагматизм противится точке зрения, что человеческие понятия и интеллект представляют реальность, а следовательно противостоит обоим формалистской и рационалистской школам философии. Он настаивает, что теории и данные приобретают важность только в борьбе разумных организмов с окружающей средой. Прагматизм, однако, не настаивает что только все то что полезно или практично должно считаться истинным, или все то, что помогает нам выживать только в краткосрочной перспективе; прагматики утверждают, что то должно считаться истиной есть то, что принесёт больше всего пользы человеку за продолжительнейший период времени.

На практике это означает, что для прагматиков, теоретические требования должны быть завязаны на практику верификации, то есть необходимо уметь делать предсказания и проверять их — и что в конце концов потребности человечества должны направлять человеческие исследования.

Точка зрения трансгуманизма

Основная статья: Трансгуманизм

Трансгуманизм — расширение гуманизма. Аналогично гуманизму он выдвигает гипотезу, что мы должны искать улучшения человеческой расы, как целого. Но он идёт дальше, подчёркивая, что мы также должны активно совершенствовать человеческое тело, используя технологию, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения, такие как смертность, физические недостатки, маленький объем памяти и т. д.. Первоначально это означало, что мы все должны стать киборгами, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Таким образом, основная цель трансгуманизма — это развитие человека в постчеловека, наследника человека разумного (Homo sapiens): Homo excelsior. Идеальным достижением этой цели была бы возможность применить все описанное к сегодняшнему населению прежде чем оно начнёт страдать от последствий старения и смерти. Аналогичные взгляды включают extropianism и продление жизни.

Следовательно, в терминах пяти интерпретаций, сформулированных в начале статьи, смысл жизни для трансгуманиста состоит в том, что жизнь возникла путём эволюции, что природой жизни является то, что мы наблюдаем через научные наблюдения и измерения, что человек и то кем он становится есть наиболее важная часть жизни, что наиболее ценными вещами в жизни являются развитие и совершенствование жизни всех людей, и что нашей обязанностью является управление природой жизни для улучшения нашей природы.

Более подробно о точке зрения трансгуманистов можно посмотреть на Вики ([2]) и на сайте Российского трансгуманистического движения [3] (в частности, FAQ по трансгуманизму — [4]) и на сайте «Вечный разум» [5].

Религиозные убеждения

Основная статья: Религия

Часто предполагается, что религия — это ответ на человеческую потребность перестать ощущать состояние растерянности или страх смерти (и сопутствующее желание не умирать). Определяя мир за пределами жизни (духовный мир), эти потребности удовлетворяются, обеспечивая смысл, цель и надежду для наших (в противном случае бессмысленных, бесцельных и конечных) жизней. Большинство людей, кто верит в личного Бога могли бы согласиться, что именно Бог есть то «в ком мы живём, движемся, существуем». Убеждение здесь состоит в том, что мы должны искать высшую силу, которая придаст нашим жизням смысл и обеспечит цели через божественные наставления. Решение уверить в такую власть называется «прыжок веры» («leap of faith») и в очень большой степени эта вера определит смысл жизни в соответствии с верой.

Духовные точки зрения

Юмористические трактовки

То же самое понятие «смысл жизни» стало таким штампом, что оно часто пародировалось, как например в серии радиопередач Автостопом по галактике («The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy») Дугласа Адамса, позже опубликованного как новелла, телевизионный сериал, фильм и компьютерная игра. Его ответ был 42.

Как говорит история, продвинутая раса супер-разумных «pan-dimensional» существ (мышей) строит гигантский компьютер под названием Глубокая Мысль для того чтобы найти Ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого. Семь с половиной миллионов лет спустя компьютер выдаёт ответ: «42». После выдачи ответа не приходящей в восторг аудитории (неудивительно), Глубокая Мысль объяснила, что проблема такого ответа заключалась в том, что в действительности никто не знал, в чем был вопрос. Имея в виду эти серии, «42» часто используется как честный ответ если кто-либо чувствует, что слово «смысл» слишком неопределённо.

Или, возможно смысла жизни нет; то есть «Вы видите, то что получаете», как нарисовано в комедийном фильме «Смысл Жизни»: вы родились, вы едите; вы ходите в школу; вы занимаетесь сексом; вы имеете детей; вы вырастаете (если кто-либо не убьёт вас первым), и вы умираете, а в Раю каждый день Рождество. В самом конце фильма, Майкл Палин держит конверт, открывает его и говорит индифферентно: «Так, ничего особенного. Угу, пытайся быть внимательным к людям, избегай жирной пищи, регулярно читай хорошие книги, гуляй, и пытайся жить в мире и гармонии вместе с людьми всех вероисповеданий и наций.»

Руфус, лысый крысокрот из телевизионной серии Ким Поссибл, настаивает, что смыслом жизни является сыр.

Интерпретацию Поля Гогена можно увидеть на картине, Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?

Цитаты

C.Л. Франк, «Смысл жизни»: «Вопрос „о смысле жизни“ волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах, или в какие-либо сверхличные страсти и „дела“ — в политику, борьбу партий и т. п., — но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных её предвестников — старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей земной жизни со всей иллюзорной значительностью её интересов — этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешённого, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни. Этот вопрос — не „теоретический вопрос“, не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен — и, собственно говоря, ещё гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине, это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду.»

Сергей Лукьяненко, «Спектр»: «…человеку пришлось пройти ещё много дорог. Он бросался на все, что, казалось ему, несло в себе смысл. Он пробовал воевать, пробовал строить. Он любил и ненавидел, творил и рушил. И только когда жизнь его стала клониться к закату, человек понял главную истину. Жизнь не имеет смысла. Смысл — это всегда несвобода. Смысл — это жёсткие рамки, в которые мы загоняем друг друга. Говорим — смысл в деньгах. Говорим — смысл в любви. Говорим — смысл в вере. Но все это — лишь рамки. В жизни нет смысла — и это её высший смысл и высшая ценность, В жизни нет финала, к которому ты обязан прийти — и это важнее тысячи придуманных смыслов.»

Дуглас Адамс, «Автостопом по Галактике»: «Св. Антвельм был при жизни великим, всеми любимым королём. Однажды ему на ум пришло одно великое предположение — а предположил он, что все на свете хотят, в сущности, одного — счастливо жить, радоваться солнцу и веселиться в приятной компании. Всю свою казну он завещал на проведение ежегодного праздника во славу своего Предположения — праздника с обильным угощением, танцами и развесёлыми играми вроде „казаков-разбойников“. Его Предположение настолько пришлось по душе народу, что за одно это его причислили к лику святых. Более того, те, кого причислили к лику святых ещё раньше за то, что их забили до смерти камнями, или за то, что они всю жизнь провисели вниз головой в бочке с дерьмом, были лишены этого почётного звания — больно уж жалкими они оказались на фоне св. Антвельма.»

Разное

Смысл жизниЖизнь сама по себе является смыслом и сутью существования.

Матричный анализ словосочетания «Смысл жизни человека» дает удивительную картину, весьма схожую с известными библейскими принципами.

См. также

Олаф Стэплдон. «Последние и первые люди», «Создатель звёзд».

Ссылки


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home