Фау-2

«Фау-2» (нем. V-2 (Vergeltungswaffe-2) — Оружие возмездия-2. Другое название нем. А-4 (Aggregat-4)) — одноступенчатая баллистическая ракета, разработанная немецким конструктором Вернером фон Брауном. Применялась Германией в конце Второй мировой войны для поражения городов и крупных объектов на территории Великобритании и Бельгии. После войны являлась прототипом для разработки первых баллистических ракет в США, СССР и других странах.

Масса ракеты составляла около 13 тонн, длина — 14 м, максимальный диаметр корпуса — 1,65 м. Боевая часть вмещавшая до 800 килограмм взрывчатого вещества размещалась в головном отсеке. Жидкостный ракетный двигатель работал на 75-процентном этиловом спирте (примерно 3,5 тонны) и жидком кислороде (около 5 тонн) и развивал тягу до 270 кН, обеспечивая максимальную скорость полёта до 1700 м/с (6120 км/ч). Дальность полёта достигала 320 км, высота траектории — 100 км. Средняя стоимость — 119600 рейхсмарок.

Ракета стартовала вертикально, на активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления, оснащённая программным механизмом и приборами для измерения скорости. Первый старт состоялся в марте 1942, а первый боевой запуск — 8 сентября 1944 года.

Эффективность боевого применения «Фау-2» была невысокой: ракеты имели малую точность попадания (в круг диаметром 10 км попадало только 50% запущенных ракет) и низкую надёжность (из 4300 запущенных ракет более 2000 взорвались на земле или в воздухе при запуске либо вышли из строя в полёте). На основе «Фау-2» разрабатывался проект двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полёта 5000 км. Её предполагалось использовать для поражения крупных объектов и деморализации населения на территории США. Однако разработка подобной ракеты к моменту поражения фашистской Германии так и не была завершена.

С запуска трофейных, а позже скопированных ракет «Фау-2» начинались как американская, так и советская космические программы. Так, ракета «Р-1» С. П. Королёва полностью копировала «Фау-2» (а первые 11 ракет «Р-1» на испытаниях и просто были захваченными А-4), а «Р-2» стала первой самостоятельно сконструированной ракетой, благодаря опыту, полученному при копировании немецкого образца.

Именно ракета «Фау-2» стала первым в истории искусственным объектом, достигшим границ космического пространства. В первой половине 1944 года, с целью отладки конструкции, был произведен ряд вертикальных пусков ракет с несколько увеличенным (до 67 сек) временем горения топлива. Высота подъема при этом достигала 189 километров.[1] В ряде стран (например, в Великобритании) именно немцы считаются первопроходцами космоса.

Содержание

История создания

Начало разработки немецких жидкостных ракет было положено в 1927 году, когда группа энтузиастов ракетостроения и межпланетных сообщений организовала «Общество космических полётов» (нем. Verein für Raumschiffahrt (VfR)). Твёрдотопливные ракеты использовались как оружие в годы Первой мировой войны практически всеми враждующими сторонами, поэтому по Версальскому мирному договору побеждённой Германии было запрещено разрабатывать и создавать такие ракеты. Однако в этом договоре ни слова не было сказано о разработке ракет на жидком топливе. В 1932 году руководство Рейхсвера обратило внимание на возможность их использования в качестве дальнобойной артиллерии. В частности, генералу Вальтеру Дорнбергеру была продемонстрирована экспериментальная ракета, разработанная молодым немецким конструктором Вернером фон Брауном. Несмотря на то, что возможности показанной ракеты были достаточно ограничены, Дорнбергера заинтересовала работа, и он предложил Фон Брауну продолжить разработку под управлением военных.

Основные технические характеристики

Длина, мм 14 000
Диаметр корпуса, мм 1 650
Диаметр по стабилизаторам, мм 3 550
Масса незаправленной ракеты с боеголовкой, кг 4 000
Масса стартовая, кг 12 900
Полезная нагрузка, кг 1 000
Масса взрывчатого вещества, кг 750
Масса спирта (доля воды - 25%), кг 3 965
Масса жидкого кислорода, кг 4 970
Масса перекиси водорода, кг 129
Масса перманганата натрия, кг 15,8
Масса жидкого азота, кг 13,5
Расход топлива, кг/с 127
Пропорция смеси (спирт/кислород) 0,81
Время горения максимальное, с 65
Тяга на старте, кг 25 000
Тяга перед отсечкой топлива, кг 4 200
Ускорение на старте, g 0,9
Ускорение перед отсечкой топлива, g 5
Температура в камере сгорания, °C ок. 2 700
Давление в камере сгорания, атм. 15,45
Давление зажигания (сверх давления в камере сгорания), атм. 2,4
Скорость истечения топлива, м/с 2 050
Время набора скорости звука, с 25
Скорость полета по траектории максимальная, м/с 1 600
Скорость в момент удара, м/с 900...1 100
Высота к моменту отсечки подачи топлива, тыс. м 22
Расстояние от места старта к моменту отсечки подачи топлива, км 24
Высшая точка траектории, тыс. м 80...90
Дальность полета максимальная, км 320

См. также

Литература

  • Tracy Dungan: V-2: A Combat History of the First Ballistic Missile. Westholme Publishing ([1]) 2005, ISBN 1594160120 (англ.)
  • Вальтер Дорнбергер. ФАУ-2. Сверхоружие Третьего Рейха 19301945. ISBN 5952414443 (русск.)

Источники

  1. Вальтер Дорнбергер: — Пенемюде (Peenemuende, Walter Dornberger, Moewig, Berlin 1985. ISBN 3-8118-4341-9).(нем.)

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home