Асексуальность

Сексуальная ориентация
Раздел сексологии
Общепринятые классификации

Гетеросексуальность
Бисексуальность
Гомосексуальность

Другие классификации

Асексуальность
Аутосексуальность
Шкала сексуальности Кинси
Решётка сексуальной ориентации Клейна
Моносексуальность
Пансексуальность
Парафилия

Тематически связанные статьи

Эмоциональная ориентация
Биология и сексуальная ориентация
Свободный выбор и сексуальная ориентация
Статистика сексуальной ориентации
Сексуальность животных
Ситуационное сексуальное поведение

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить


Один из участников Википедии предположил, что эта статья может содержать оригинальные исследования
Пожалуйста, проверьте её соответствие формату Википедии. Если в ней действительно содержатся оригинальные исследования, то она должна быть переписана или удалена.
→ Обсуждение

Асексуа́льность — определение или самоопределение людей, у которых отсутствует половое влечение. Асексуалы отрицательно относятся к мастурбации[Источник?]. Существуют споры о том, является ли асексуальность свободным выбором, формой сексуальной ориентации или отклонением от нормы, более того, существуют разногласия по поводу точного значения этого слова[Источник?]. Этот термин также может использоваться как определение пола теми, кто считает, что отсутствие у них сексуального влечения ставит их вне обычных понятий пола[Источник?]. Относительно асексуальности было мало исследований, однако те из них, что были проведены, утверждают, что она как минимум не менее распространена, чем, к примеру, гомосексуализм (Богарт, 2005).

Содержание

Дебаты

Существуют многочисленные и сильные разногласия по поводу того, что считать асексуальностью и как она соотносится с антисексуальностью. Представители Международного антисексуального движения (IAM) полагают, что и асексуалы, и антисексуалы — это те, кто по доброй воле не занимаются сексом (конкретные причины чего могут быть различными), а вся разница между ними в том, что антисексуалы считают секс негативным явлением не только для себя лично, но и для мира в целом и, соответственно, борются против него, в то время как асексуалы не занимают активной социальной позиции. Соответственно, антисексуалы решительно против того, чтобы считать а- и антисексуальность формой сексуальной ориентации, поскольку для них это — в первую очередь вопрос сознательного выбора в пользу отказа от секса, и сделать такой выбор может человек, изначально имевший любую сексуальную ориентацию (либо не имевший никакой). В свою очередь, среди асексуалов, примыкающик к сети «AVEN», распространена точка зрения, по которой асексуалами являются лишь те, кто никогда не испытывал полового влечения, независимо от их взглядов на секс; с этой точки зрения, асексуальность — не вопрос выбора, а предопределенность, природная данность. Впрочем, даже при таком подходе правомерность отнесения асексуальности к формам сексуальной ориентации крайне сомнительна, ибо отсутствие явления сложно считать разновидностью этого явления.

Среди тех, кто не относится ни к анти-, ни к асексуалам, существуют и иные точки зрения. Некоторые полагают, что асексуальность попадает под определение сексуальных расстройств[1]. Другие считают, что она является последствием сексуальных злоупотреблений (преследования, насилия), сексуального подавления (гомосексуального, или, наоборот, гетеросексуального), гормональных проблем, отставания в развитии, или даже отсутствия нужного человека[Источник?]. Однако, хотя в отдельных случаях отказ от секса и может порождаться подобными причинами, в целом современная медицина признает, что асексуальность не является патологией и не причиняет ущерба физическому или психическому здоровью. Это подтверждают и многие люди, относящие себя к асексуалам, отрицая, что какие-либо из перечисленных причин имели место в их случае, а также добавляя, что, раз их асексуальность не вызывает каких-либо страданий, то её нельзя относить к медицинским или эмоциональным расстройствам. Асексуальность не следует путать с физической неспособностью к половому акту и/или продолжению рода.

Изучение

Исследования, проведённые на овцах, показали, что около 2—3 % изученных особей не имеют никакого видимого интереса к спариванию вообще с особями любого пола. В других исследованиях, проведённых на крысах и песчанках, до 12 % самцов не показали интереса к самкам. Подсчёта их взаимоотношений с другими самцами не производилось, однако, и эти исследования имеют ценность в вопросе рассмотрения асексуальности (Вестфал, 2004).

В опросе о сексуальность, проводимом в Великобритании, и включавшем вопрос о сексуальном влечении, 1 % респондентов ответили, что они «никогда не чувствовали никакого сексуального влечения вообще ни к кому» (Богерт, 2004). Институт Кинси также способствовал небольшому опросу на эту тему, пришедшему к выводу, что «асексуалы, кажется, лучше характеризуются низким уровнем полового влечения и сексуального возбуждения, чем низким уровнем сексуального поведения или высокой степенью сексуальной подавленности» (Прауз и Грехем, 2002). Эти исследования также упоминают конфликт определений «асексуальности»: это изучение выявило четыре разных определения в литературе, и констатировало, что не является ясным, относят ли эти определения асексуальность к ориентации.

Существуют исследования, показывающие намного более внушительные цифры — в особенности когда в качестве критерия задается не отсутствие полового влечения когда-либо на протяжении жизни, а практическая повседневная жизнь человека. Так, среди женщин широко распространена аноргазмия: «по мнению H.Michel-Wolfromm, она наблюдается у 40 % женщин Франции; из 1500 женщин, обследованных в Вене H. Stourzh, треть никогда не испытывала оргазма, причем 65 % из них имели постоянные связи с разными мужчинами; не испытывали полового удовлетворения и треть женщин, опрошенных H. Malevska в Польше; 44 % из 2000 женщин, опрошенных S. Schnabl в Германии, не испытывали оргазма или испытывали крайне редко. По данным З. В. Рожановской, из 412 женщин, регулярно живших половой жизнью не менее 3 лет, испытывали оргазм изредка — 27,4 %, никогда — 18 % женщин. Аноргазмия часто сочетается со снижением полового влечения или его отсутствием — алибедемией. » (Свядощ А. М, Попов И. А.) За 2 предшествовавших опросу года более 11 % российских женщин и 7,2 % мужчин сознательно избегали интимной близости. Эти данные были получены авторитетным Европейским институтом, занимающимся проблемами современных семейных отношений и брака. Примечательно, что среди опрошенных более 5,2 % супружеских пар также заявили, что воздерживаются от близости, и при этом больше половины чувствуют себя вполне счастливо. Интересно также, что образованных людей среди них гораздо больше, чем тех, кто окончил только среднюю школу. Примерно те же цифры исследователи получили и в Западной Европе, исключая Испанию и Италию (ранее аналогичные результаты были получены и в США). В Англии же создан престижный клуб, членами которого могут стать только супружеские пары, которые не занимаются сексом[Источник?].

Варианты

Асексуалами нередко называют себя люди, вообще говоря, таковыми по определению не являющиеся — а именно, испытывающие сексуальное влечение и реализующие его. Их отличие от обычных «сексуалов» лишь в том, что влечение не направляется на конкретного человека (или на людей вообще, скажем, в случае фетишистов или зоофилов), либо реализуется в латентной форме «платонической любви» (иногда называемой также романтической любовью). У некоторых людей могут сочетаться оба таких проявления: например, платоническая любовь к человеку и половое влечение к фетишу (либо «абстрактная» физическая мастурбация без использования каких-либо реальных или воображаемых возбуждающих стимулов). Основателем Асексуальной Демонстрационной и Образовательной Сети (AVEN), одного из крупных асексуальных онлайн-сообществ, русское сообщество которого находится по адресу http://ru.asexuality.org, была даже разработана (но впоследствии отброшена, как слишком ограниченная) классификация, по которой асексуалы делятся на типы от A до D: тип асексуалов A имеет половое влечение без романтического, тип B — романтическое влечение без полового, тип C имеет и то и другое, а тип D — ничего (эти категории не являются строгими и неизменными, тип может измениться, или можно находиться на стыке между ними). Очевидно, что на самом деле определению асексуальности строго соответствует лишь тип D, хотя с этим согласны не все (некоторые, например, претендуют на то, чтобы называться гетеро-, би- или гомо-асексуалами, в зависимости от того, на представителей какого пола направляется их платоническая любовь).

На самом деле люди, испытывающие потребность в платонической любви, занимают промежуточное положение между «сексуалами» и асексуалами. FAQ IAM приводит следующие отличия платонической любви от дружбы (которая может связывать и асексуалов, в том числе разного пола):

  1. В дружбе нет ничего сексуального. Она не связана с половым влечением ни сознательно, ни подсознательно, и не зависит от половой принадлежности и сексуальной ориентации участников.
  2. Дружба не носит характер страсти, навязчивой идеи. Друг не становится «центром мироздания», главной темой всех мыслей и т. п.
  3. Hастоящая дружба не ревнива. У человека может быть много друзей; дружить можно втроем, вчетвером и т. п.
  4. Hастоящая дружба не бывает незаслуженной. Друзьям прощают мелкие недостатки, но все же порядочный человек не станет дружить с подлецом, умный с дураком и т. п. Любить же можно кого угодно.
  5. Hе бывает «несчастной», «неразделенной» дружбы. Между друзьями возможны ссоры и даже полный разрыв, но это происходит более-менее одновременно. Hельзя дружить с человеком, который не дружит с тобой (кроме случая, когда он притворяется твоим другом; однако неразделенная любовь прекрасно обходится и без подобного притворства).

Как поклонники романтических отношений, так и «чистые» асексуалы могут вступать в брак, который они рассматривают не как индульгенцию на секс, а как союз духовно близких людей. Однако стремящиеся к такому браку часто оказываются в трудном положении, так как в современном обществе большинство людей не хотят отказываться от секса. У союза, в котором один из партнеров хочет секса, а второй нет, крайне мало шансов оказаться благополучным и устойчивым. Наихудший вариант в этом случае — согласие второй стороны на «секс хотя бы иногда», ибо такой компромисс будет, на самом деле, дискомфортен для обоих партнеров. Если уж не удается привести партнера к полному и добровольному отказу от секса, остается разве что разрешить ему половые отношения «на стороне». Хотя наилучшим выходом для асексуалов является все же вступать в браки лишь с себе подобными, либо оставаться холостыми/незамужними.

Асексуальность в общем случае не связана с желанием иметь или не иметь детей. Асексуалы, которые хотят иметь детей, могут практиковать половые акты с целью зачатия, но могут также сделать выбор в пользу искусственного оплодотворения или усыновления[Источник?].

Асексуалов можно поделить на тех, кто никогда не испытывал полового влечения, и тех, кто избавился от него (путем сознательного подавления или длительного добровольного воздержания); последних больше всего среди антисексуалов, которые, впрочем, считают такое разделение искусственным и несущественным[Источник?]. Более существенно, по их мнению, сознательное отношение человека к сексу. Таковое у асексуалов варьируется в широких пределах, от резко негативного (антисексуалы) до сугубо положительного, когда асексуал считает себя «неполноценным и ущемленным» из-за отсутствия у него влечения. Следует, впрочем, учитывать, что последнее обычно обусловлено мощным социальным прессингом, давлением общественных предрассудков, декларирующих необходимость и чрезвычайную ценность сексуальных отношений[Источник?].

Таким образом, асексуальность в общем случае не является тем же самым, что и сознательное воздержание от половой активности (каковое, в свою очередь, не следует отождествлять с одной лишь религиозной его формой — целибатом (обетом безбрачия)). Многие асексуалы вступают в половые отношения под действием социальных предрассудков, уступая требованиям партнера или для продолжения рода; в свою очередь, не все придерживающиеся безбрачия являются асексуалами.

Асексуальность и религия

Многие верования и некоторые религиозные секты считают асексуальность более высоким духовным состоянием, напрямую связывая понятия святости, чистоты и непорочности с отсутствием секса и сексуальных помыслов[Источник?]. Полностью асексуальны и христианский рай, и буддийская нирвана (которая, впрочем, означает свободу вообще от всех желаний). Ряд асексуалов верят, что отсутствие у них «примитивных желаний» делает их более духовными, кроме того, есть асексуалы, считающие это самой высшей духовной позицией[Источник?]. Например, похоже, что в прошлых веках многие католические священники, римские папы, монахи и монахини были асексуалами, включая многих канонизированных святых[Источник?]. В других вероучениях дети считаются даром Бога, который нельзя отвергать, способом распространения веры, или и тем и другим[Источник?]. Однако, следует заметить, что некоторые асексуалы имеют детей, и некоторые верования восхваляют и детей и асексуальность. Более того, согласно некоторым религиозным убеждениям, сексуальность сама по себе свята или является даром Бога — правда, такая позиция характерна для сектантов, а не для традиционных религий. Например, некоторые разновидности Тантры затрагивают половые отношения, а отдельные виды неоязычества и Нью-эйдж включают концепцию святости сексуальности.

В настоящий момент асексуальность, как правило, не сталкивается с религиозным неодобрением.

А- и антисексуальность в искусстве

Возможно, самым первым асексуальным персонажем является Ипполит, избегавший женщин и посвятивший свою жизнь целомудрию.

Произведение «Ревнивый Бог» (1964) Джона Брейна является хорошим примером рассмотрения полового акта как греха.

Антисексуальные идеи лежат в основе повестей Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» и «Дьявол», тема борьбы с половым влечением затронута также в «Отце Сергии».

Судя по всему, вполне асексуален и прославленный Шерлок Холмс Конан Дойля, а также другой знаменитый персонаж детективов — мисс Марпл Агаты Кристи. Вообще, в английской классической литературе можно встретить немало персонажей, ведущих себя вполне асексуально.

Секс нередко едко высмеивается в произведениях Станислава Лема («Осмотр на месте», «Футурологический конгресс», «Sexplosion» и др.)

В научно-фантастическом романе Г.Гаррисона и М.Мински «Выбор по Тьюрингу» главный герой преодолевает половое влечение и становится асексуалом.

Антисексуалы и асексуальные цивилизации часто фигурируют в произведениях Юрия Нестеренко, одного из активистов IAM («Крылья», «Рильме гфурку», «Время меча», «Пилот с Границы» и др.).

В научно-фантастической повести «Дистрес» (1995) Иган Грег описывает мир 22-го века, где «асекс» — один из признанных полов:

«Асекс не представлял собой ничего особенного — лишь термин-прикрытие для определённых групп философов, стилей одежды, пластических операций и глубоких биологических изменений организма. Единственное общее между двумя асексами было в том, что параметры определения пола (общие, эндокринные, хромосомные и генитальные) были личным делом их самих, их любовников и, возможно, также их врачей и близких друзей. То что они делали для выражения своей позиции варьировалось от простого выбора клетки 'А' в анкетах переписи населения до выбора асексного имени, изменения груди или волосяного покрова, настройки тембра голоса, изменения лица и гениталий, и до полной физической и психологической асексуальности, гермафродизма или экзофродизма.»

Агора, одна из Метабаронесс Алехандро Ходоровски была мутантом-асексуалом.

Один из главных героев произведения Курта Воннегута, «Малый Не Промах» (Deadeye Dick) (1982), был асексуалом из-за перенесённой в детстве травмы.

Многие фанаты аниме-сериала «Евангелион» считают, что один из главных персонажей сериала, Рэй Аянами, является асексуалом, так как она никогда не показывала никаких признаков полового влечения, самое большее — это платоническая любовь к Синдзи Икари. Другой персонаж «Евангелиона», Сигэру Аоба, также показан как асексуал в полнометражном аниме-фильме «Конец Евангелиона».

Асексуальность — одна из декларируемых черт митьков: «Митьки не сексуальны». При том, что большинство митьков имеет жён, а ещё одной чертой является неразборчивость в сексуальных связях (парадокс объясняется тем, что митьки иррациональны).

Ссылки

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home