Кипренский, Орест Адамович

Орест Адамович Кипренский (13 (24) марта 1782 — 5 (17) октября 1836) — русский художник, график и живописец, мастер портрета.

Орест Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, родился 13 (24) марта 1782 г. на мызе Нежинской (близ Копорья, на территории нынешней Ленинградской области). По документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе.

Получив вольную, в 1788 г. был зачислен в Воспитательное училище при петербургской Академии художеств под фамилией Кипрейский. Учился в академии до 1803 г. Жил в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (1812), а в 1816—1822 и с 1828 г. — в Риме и Неаполе.

Кисти Кипренского принадлежат «Портрет А. Швальбе» (1804), «Портрет Е. В. Давыдова» (1809), «Девушка с плодами» и «Читатели газет в Неаполе» (обе картины — 1831 г.).

Наиболее известные произведения — портрет мальчика А. А. Челищева (1810—1811), портреты супругов Ростопчиных (1809) и Хвостовых (1814), хранящиеся в Третьяковской галерее, а также автопортрет (1808), изображения поэтов К. Н. Батюшкова (1815, Музей института русской литературы Российской Академии наук, Петербург), В. А. Жуковского (1816) и А. С. Пушкина (1827).

В июле 1836 г. Кипренский женится на Анне-Марии Фалькуччи, для чего ему предварительно пришлось принять католичество.

Художник скончался в Риме 17 октября 1836 г.


Современники о Кипренском

А. Н. Андреев. ИЗ книги «Живопись и живописцы главнейших европейских школ.» 1857:

Орест Адамович Кипренский (1783 − 1836), профессор исторической живописи, один из самых лучших портретистов России, когда-л существовавших, и достойный соперник лучших художников целой Европы. В Италии прозвали его «Русским Вандиком». Но это название не вполне характеризует и определяет нашего славного портретиста. Начав свое поприще под руководством Угрюмова с подражания своему учителю, он скоро обратился к Рубенсу и Рембрандту, стремясь слить обе кажещиеся противуположными их манеры, но скоро оставил их обоих и создал свой особенный стиль…. Портреты Кипренского рассеяны по всей Европе; укажем только на самые известнейшие его произведения. В Эрмитаже : «Садовник» или иначе молодой Итальянский мальчик, лежащий на солнце в положении dolce far niente (сладостное ничегонеделание (итал.) и т. д.

Из протокола Комитета Общества поощрения художников 3 янв. 1822:

…Гр. Толстой представли отпечаток копии с картины Кипренского, рисованной на камне Г. ПОгонкиным. Комитет находит сей рисунок весьма превосходным; просил члена Кикина поднести оный от лица Общества Ее Величеству Императрице Елисавете Алексеевне. Комитет определил выдать Г. ПОгонкину за сей рисунок 200 рублей, отпечатать таковой на больших листах с слабым тоном и пустить в продажу по цене 5 рублей. Речь идет о литографии с тоном В.И, ПОгонкина с картина К. Молодой садовник. Погонкин Владмири Иванович (1793 -после1847), живописец и рисовальщие, один из первых русских литографов. Учился в АХ с 1801 по 1812. Участвовал (солдатом) в Отечественной войне 1812 г. В 1815 получил аттестат 1-й степени и звание художника, с 1821 работал по закзам ОПХ. Заказ на изготовление литографии с картины Молодой садовник был дан Пoгонкину в декабре 1821 г. Литография Погонкина отпечатана тиражом 150 экз. в печатной мастерской В. Ф. Гельмерсена. Нескольок экз. литографии хрaнится в отделе гравюры ГРМ.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home