Евхаристия

Евхари́стия (греч. ευχαριστία — благодарение), святое причастие — главнейшее Таинство, признаваемое всеми христиански­ми вероисповеданиями. Совершение его составляет осно­ву главного христианского богослуженияЛитургии.

По учению Православной, Католической и Армянской Апостольской церквей в таинстве Евхаристии хлеб и вино пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христовы. Кальвинисты не признают пресуществления, а допускают толь­ко «соприсутствие» действительных Тела и Крови Христо­вых в Евхаристии с хлебом и вином; по их учению, одна­ко, вкушающие хлеб и вино Евхаристии приобщаются в ней действительных Тела и Крови Христовых, сами же хлеб и вино служат лишь символами Тела и Крови, которые, по учению Цвингли, вкушают только духовно, мысленно, оча­ми веры.

Возникшее еще в древние времена, учение о пресущес­твлении было оставлено в более поздние времена, когда было принято другое учение, предложенное св. Иоанном Дамаскином. Согласно учению последнего, хлеб и вино не остаются простыми земными элементами, но и не из­меняются, с другой стороны, в своей сущности, а со­единяясь в Евхаристии с Божеством, они тем не менее сохраняют свое природное своеобразие. Таким образом, хлеб и вино Евхаристии, по мысли Иоанна Дамаскина, представляют собой образ неслиянного соединения двух природ во Христе. Это учение, принятое VII Вселенским Собором (787) с признанием акта пресуществления было оставлено. По православному учению пресуществление совершается во время так называемой совершительной евхаристической молитвы, когда иерей призывает Духа Святого на предлежащие Дары. По учению католиков, пресуществление приходится на момент произнесения слов Иисуса Христа, которыми была установлена Евхаристия (Мтф.26,26), а не во время призывания Святого Духа.

Таинство Евха­ристии может быть совершаемо только епископами, или рядовыми иереями по их поручению. Таинство это может совершаться лишь в храме, а в случае каких-либо осо­бых обстоятельств и в обычном помещении, но непремен­но на антиминсе.

Согласно учению св. отцов, Евхаристия — это «таинст­во таинств», ежедневное реальное повторение воплощения Логоса; при этом причащение есть реальное, конкретное обожение человека, реальное приобщение к Божеству, ко­торое, как писал Симеон Солунский (XV век), является целью Литургии и «вершиной всех благ и желаний» (PG, 155, 300 В). Евхаристия — это жертва о всех и за вся, повторение голгофского жертвоприношения, «таинственное жертвоприношение», по выражению патриарха Германа (VIII век) (PG, 98. 420 А). Это — благодарственная (отсюда и название — «благодарение») жертва Богу. Наконец, Евха­ристия — это и «небесная Литургия», вечная евхаристи­ческая жертва, начавшаяся в недрах Святой Троицы от вечнос­ти и длящаяся постоянно. Священник во время богослуже­ния «мысленно созерцает небесную службу» (PG, 98,49 °C), а «мы,- указывает патриарх Герман,- уже не на земле, а на небе предстоим царскому престолу Бога» (там же, 441 А). Земная литургия в Евхаристии перерастает в небесную и со­вершается одновременно «как горе, так и долу» (PG,155,АВ). В учении Дионисия Ареопагита об иерархии, как специфической «лествице» образов, различного в зависи­мости от ступени подобия Архетипу, Евхаристия являет­ся соединительным звеном между двумя несоизмеримыми и несовместимыми уровнями бытия — небесным и земным. В акте таинства Евхаристии, являющейся особым «образом» Истины, совершается, по Дионисию, передача непонятийной информации от небесной иерархии к земной. Своеобразие этого образа пояснил архиепископ Симеон Солунский, ко­торый подчеркнул, что литургический образ (ειχων) — это такой «образ Архетипа», который «обладает его силой» (PG,155,300Д,340А), поэтому евхаристические хлеб и вино — «не образ, но сама Истина»; а в «умозрительном» отноше­нии причащение, по Максиму Исповеднику, означает «прос­тое ведение» умонепостигаемого.

Особенности в православии

В православии одно из названий евхаристии - бескровная жертва.

Учением о евхаристии, как жертве, отличается православная церковь от протестантов. Согласно учению последних, жертва за весь мир принесена однажды и навсегда самим Иисусом Христом, в его крёстной смерти, после чего уже никакая новая жертва за мир не нужна и неуместна. По учению православия, однажды и навсегда принесённая за род человеческий Иисусом жертва не исключает многократного и необходимого приношения жертвы евхаристийной, которая составляет не что иное, как частное применение к нуждам христиан искупительной крёстной жертвы Христа.

Это учение православная церковь основывает на Святом Писании (Иоан., VI, 51; Матф., XXVI, 28; Марк., XIV, 24; 1 Кор., XI, 24) и на непрерывном, со времени апостолов, учении всех отцов церкви. Названием бескровной жертвы, евхаристия противопоставляется кровавым жертвоприношениям культов языческого и ветхозаветного — иудейского.

Ссылки


Христианские таинства
Крещение | Причащение | Священство | Покаяние | Миропомазание | Венчание | Елеосвящение
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home