Фора

Фо́ра (гандика́п) — начальное преимущество, намеренно предоставленное одной из сторон в соревновании, чтобы уравнять шансы на победу при разных силах и возможностях соревнующихся.

Форма, в которой предоставляется фора, естественно, зависит от характера соревнования. Там, где результаты измеряются в натуральных единицах, фора может предоставляться в них же (в секундах, метрах, килограммах и так далее). В иных случаях фора может заключаться в таком изменении начальных условий состязания, при которых одной из сторон окажется труднее добиться победы.

В настольных логических играх применение форы практикуется, когда нужно уравнять возможности игроков, заведомо различающихся по уровню. При этом достигается одновременно две цели: слабый игрок получает возможность игры с надеждой на выигрыш, а сильный — возможность проявить свои способности в полной мере, нейтрализуя преимущество противника, полученное за счёт форы.

В шахматах и шашках фора предоставляется в виде одной или нескольких фигур (шашек), которые снимаются с доски у сильного противника перед началом партии. Может предоставляться фора по времени. Игра с форой в этих видах игр практикуется только в неофициальных партиях.

Представляет интерес форовая система игры Го. Основное отличие её состоит в том, что она официальна, в части официальных турниров Го играются партии с форой. Фора представляет собой некоторое количество камней, которые чёрные могут поставить на доску перед своим первым ходом (то есть, фактически, количество безответных ходов чёрных, которые те делают в начале партии). В зависимости от используемой системы правил форовые камни размещаются либо произвольно, либо в определённых правилами форовых пунктах. Система рангов игроков в Го построена так, что одному камню форы соответствует разница между двумя соседними разрядами игроков. Так, теоретически, игроки 1-го и 2-го дана будут играть на равных, если первый получит фору в один камень.

Существует также универсальный способ уравнивания шансов игроков на победу в играх, где первый ход даёт преимущество. После того как первый игрок сделает ход, второй может либо продолжить игру по обычным правилам, либо поменяться с первым игроком местами, заставив его отвечать на свой же ход. (Эта операция производится только в самом начале игры). Если первый игрок сделает хороший ход, то второй «присвоит» этот ход себе, плохой же ход он оставит первому игроку. Таким образом, задача первого игрока — выбрать «средний» ход, который не принесет особых преимуществ ни одной стороне.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home