Туер

Туер (от фр. toueur) — особый вид речного судна, буксир, движущийся вдоль уложенной по дну цепи или троса.

Цепь проходит по палубе судна через зубчатые барабаны которые, вращаясь, тянут судно вдоль цепи (возможно, принцип действия туера основан на принципе действия коноводного судна). Туера прежде всего использовалсь в районах с сильным течением, которое были непреодолимы для судов с гребным винтом или гребными колёсами.

В настоящее время туеров практически не осталось. Они используются в основном в местах с очень сильным течением или там, где следование судов своим ходом запрещено (например, на некоторых каналах).

По принципу туера действуют некоторые паромы.

Содержание

Россия[1]

В XIX веке на Волге и Шексне работало 14 туеров — пароходов. Для них по дну реки была проложена цепь длиною в 395 км (370 вёрст), от Рыбинска до Твери. Интересно, что именно эта цепь была самой дорогой частью туерного хозяйства: в 1869 году стоимось цепи была оценена в 1 миллион рублей, в то время как суммарная стоимось 14 туеров и остального оборудования была оценена в 700 тыс. рублей.

Постепенный рост мощности судов с гребным винтом, а также создание на Волге водохранилищ сделало туера ненужными. В настоящее время в составе речного флота России имеется всего один туер — дизель-электрический туер-буксир «Енисей». В течении уже сорока лет он трудится на Казачинском пороге одноимённой реки, проводя через пороги грузовые и пассажирские суда.

Франция[2][3]

Во Франции, на одном из участков канала Сен-Кантен, туеры использовались вполть до недавнего времени. Туеры использовались для проводки судов по участку длиной в двадцать километров в районе Вендуля (Vendhuile), на пол-пути между Сен-Кантеном и Камбре. В состав этого участка канала входят два тоннеля: Большой тоннель Вендуиля (Grand souterrain de Vendhuile, длина 5,5 км, самый длинный судоходный тоннель Франции) и тоннель Лесдэ (Lesdins, 1,1 км). Так как использование двигателей внутреннего сгорания в тоннелях запрещено, туер приводится в движение электрическим двигателем, который получает электричество от натянутой над фарватером двухпроводной контактной сети, отдалённо напоминающей троллейбусную.

Туер брал на буксир караван из десяти-сорока пенишей, в зависимости от интенсивности движения (пениш — распространённый во Франции, Бельгии и Нидерландах тип речного грузового судна с максимальной длиной в сорок метров). По традиции капиан первого судна каравана давал экипажу туера «на чай» три бутылки вина.

Туер с караваном преодолевал двадцать километров за десять часов. Каждый день по каналу проходило два каравана в одном направлении (утренний и ночной).

Эксплуатация туеров на канале Сен-Кантен была прекращена в конце 2005 года в связи с модернизацией канала[4].

Ранее туеры использовались также и на других реках и каналах Франции.

См. также

Источники

  1. [Музей речного флота]
  2. Информация о туере на сайте о пенишах (нидерл)
  3. Harry de Groot / Jan Biezenaar. Rijn- en binnenvaart in beeld, Nederland-België-Frankrijk 1935-'65. Uitgeverrij De Alk bv, Alkmaar, Nederalnd ISBN 90-6013-954-2
  4. Сайт European Logistic Transport Co-operation, европейского кооператива владельцев речных судов
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home