Тэндай

Тэндай-сю (яп. 天台宗) — одна из основных буддийских школ Японии, возникшая из одноимённой китайской школы Тяньтай-цзун, называется также школой Лотосовой Сутры.

Содержание

История

Появление школы тяньтай в Японии

Учение тяньтай принёс в Японию китайский монах Цзяньшэнь (кит. 鑑眞, яп; Гисин) в середине VIII века, но это учение не было широко принято. В 805 г. японский монах Сайтё (яп. 最澄; также Дэнгё-Дайси 伝教大師) заново основал школу тэндай.

В 785 г. Сайтё, разочаровавшись в буддизме того времени, затворился с несколькими учениками в небольшом монастыре на горе Хиэй (яп. 比叡山). Отправившись в 804 в Китай, он получил сан наставника школы тяньтай, и был посвящён в некоторые ритуалы тантрического буддизма. Когда Сайтё вернулся из Китая с новыми текстами Тяньтай, он построил храм на горе Хиэй храм Энрякудзи (яп. (延暦寺), который и стал центром японской школы тэндай на многие сотни лет.

Доминирование школы тэндай при императорском дворе

После Сайте школа тэндай стала очень авторитетной при дворе, что связано с деятельностью Эннина (яп. 圓仁), который девять лет изучал ритуалы тантру в Китае. Помимо Эннина, значительную роль играл также Энтин (яп. 圓珍), который находился в Китае на обучении в 853858.

Раскол, разногласия и вооружённые конфликты между подшколами

В X веке между учениками Эннина и Энтина возникли серьезные разногласия, в результате чего ученики Энтина покинули Энрякудзи и обосновались в храме Ондзёдзи (яп. 園城寺, также Миидэра яп. 三井寺) у подножия горы Хиэй. Эти две подшколы называются дзимон (яп. 寺門, школа Энтина) и саммон (яп. 山門, школа Эннина).

Разногласия между сектами вышли за пределы религии, философии и ритуала и перешли в вооружённый конфликт, который длился много лет, обе секты сформировали вооружённые отряды монахов-воинов сохэй (яп. 僧兵).

Конфронтация вспыхивала по многим причинам — назначение настоятелем в каком-либо храме представителя другой секты, неприглашение на ритуал или торжество, невежливость или придворные интриги.

Когда в 1180 г. началсь война Гэмпэй (яп. 源平合戦) между феодальными кланами Тайра (平) и Минамото (源), монахи школы саммон поддерживати Тайра, а монахи дзимон — Минамото.

Когда война закончилась и установился сёгунат, конфликт утих, но отдельные трения длились ещё несколько столетий.

Упадок

В 1571 г. Ода Нобунага разрушил практически все храмы на Хиэй, и той и другой секты, в том числе и Энрякудзи, после чего доминирование школы Тэндай в Японии завершилось.

Восстановление

В эпоху Эдо (16001868) школа смогла восстановить свое положение в японском буддизме.

Влияние тэндай на другие школы

Школа тэндай сформулировала учение о Чистой земле Будды Амиды и разработала собственную философию хонгаку, оказавшей серьезное влияние на догматику сект, выросших из школы тэндай. Учение о «чистой земле» будды Амиды особенно расцвело в эпоху Камакура (11851333), когда Хонэн (яп. 法然) и Синран (яп. 親鸞聖人) основали независимые школы — Дзёдо-сю (яп. 淨土宗) и Дзёдосин-сю (яп. 淨土眞宗).

В то же время Нитирэн (яп. 日蓮), прошедший обучение на Хиэй, стал основателем собственной религиозной школы Нитирэн, в которой главным объектом поклонения являлась Лотосовая Сутра (яп. 法華経,хокэгё).

Современное положение

Сейчас школе Тэндай подчинены около 4300 храмов, в которых обучаются и работают около 20 тыс. монахов и персонала, число адептов школы составляет почти 3 млн.

Учение

Философия школы базируется на учении махаяны о «пустоте», объединяя индийскую философию мадхьямики c китайским учением о татхагатагарбхе. Учение Тэндай комбинирует теории и практики многих школ, включая философские школы, дзэн, сингон и кэгон.

Вот краткое описание учения школы Тэндай (и её китайского аналога Тяньтай) в соответствии с E.A. Торчинов Введение в буддологию:

Будда Шакьямуни после обретения пробуждения пребывал в самадхи «морского отражения», где он увидел весь мир как абсолютное единство бесконечного Ума. Свое видение Будда изложил в «Аватамсака сутре», а потом в виде «Лотосовуой сутры», которая и стала итогом его наставлений. Перед самой своей кончиной и окончательным уходом в нирвану Будда проповедовал еще «Махапаринирвана сутру», которая в школе Тяньтай рассматривается как сутра, подтверждающая высшую истинность «Лотосовой сутры».

Утверждается, что «Аватамсака сутра» людям только с развитым интеллектом, тогда как «Лотосовая сутра» доступна и понятна как людям образованным, так и простым. Следовательно, именно учение «Лотосовой сутры» является всеобъемлющим, законченным, совершенным.

Две важнейшие идеи Тяньтай — доктрина «в одном акте сознания — три тысячи миров» и концепция «единого ума».

И доктрина «в одном акте сознания — три тысячи миров», и учение о едином Уме тесно связаны с космологическими представлениями буддизма, прежде всего с воззрением, согласно которому каждый тип живых существ и его «местопребывание» могут рассматриваться двояко: как особый уровень развертывания сознания и как соответствующий ему мир.

Таких миров традиция насчитывает десять. Прежде всего, это шесть миров сансарических существ: миры адов, голодных духов, животных, людей, титанов — асуров и божеств. К этим мирам сансары добавляются еще четыре мира «благородных личностей» (арья пудгала): мир шраваков, пратьека-будд, бодхисаттв и мир Будды.

Каждый из этих миров присутствует в любом другом мире, миры как бы проникают друг в друга, мир адов присутствует в мире Будды (отсюда и весьма оригинальная «гностическая» идея буддизма Тяньтай о том, что природе Будды присуще не только добро, но и зло), но и мир Будды присутствует в адах; умножение десяти на десять дает сто миров. Каждый мир рассматривается еще в трех отношениях, каждое из которых тоже получает статус особого мира:

  1. Мир существ (рассмотрение каждого мира в аспекте населяющих его существ);
  2. Мир пяти скандх (рассмотрение каждого мира в психологическом аспекте как уровень развертывания сознания существ)
  3. Мир-страна (рассмотрение каждого мира как вместилища живых существ).

Умножение десяти миров на три дает тридцать миров. Далее следует перемножение уже имевшихся ста миров и полученных тридцати, что и дает число «три тысячи».

Все три тысячи миров существуют не только объективно и не только как содержание сознаний живых существ, но они опираются на абсолютный Единый Ум, Ум Будды. Каждый акт этого Ума полагает эти миры целиком и полностью.

Теория Единого Ума теснейшим образом связана с тяньтайской доктриной «Вечного Будды».

В «Лотосовой сутре» Будда говорит, что только глупцы отождествляют его с Сиддхартхой Гаутамой, обретшим пробуждение под Древом Бодхи: Будда пробужден извечно, он никогда не рождается и никогда не умирает. Поэтому Будда есть истинная сущность, подлинная реальность как всей вселенной в целом, так и каждого существа в отдельности, все наделено изначально просветленной природой Будды. Этот тезис школы Тяньтай отличает ее от всех других школ буддизма. Школа Тяньтай утверждает, что природой Будды наделены не только живые существа (сантана, «психические континуумы»), но и вещи, «неживая природа» (асантана, «не-континуумы»); другие же школы считают только живые существа обладателями природы Будды, тогда как «неживая природа» выступает лишь их коррелятом.

Следует отметить, что этот своеобразный тяньтайский пантеизм оказал огромное влияние на искусство Дальнего Востока, особенно на поэзию и живопись Китая и Японии, пронизанных переживанием образов природы как многообразных явлений единого Абсолюта.

Еще один аспект учения школы Тяньтай — ее теория тройственной истины.

По форме это учение восходит к теории двух истин Нагарджуны, однако, по сути, оно радикально отличается от последней, хотя определенная преемственность идей, конечно, сохраняется.

Первая истина школы Тяньтай гласит, что поскольку любое явление причинно обусловлено, оно лишено самобытия и фактически бессущностно, будучи своего рода проявлением той совокупности причин и условий, которые ее породили. Эта «истина пустоты» в целом соответствует учению Нагарджуны.

Вторая истина называется истиной о ложном или условной истиной (цзя ди). Она сводится к тому, что все явления лишены истинной сущности, неизменной и постоянной основы и поэтому подобны иллюзорным образам или порождениям фантазии.

Третья истина называется «истиной срединного пути», то есть пути между двумя крайними точками зрения. Она заключается в том, что в действительности все явления наделены одной и той же «дхармовой природой», не рождаются и не гибнут, будучи вечными проявлениями вечного Будды.

По существу, истиной в строгом смысле слова школа Тяньтай считает только третью истину, тогда как первые две представляют собой только лишь следствие неполного или неадекватного познания реальности.

Практика школы Тяньтай прежде всего раскрывается в трактате «Маха шаматха випашьяна». — «Великий трактат о прекращении волнения сознания и аналитическом созерцании». В этом тексте утверждается, что методы созерцания были унаследованы школой Тяньтай благодаря тайной устной передаче двух методов йоги: метода «золотого устного наставления», передаваемого от Будды Шакьямуни, и «метода нынешнего учителя», передаваемого от Нагарджуны.

См. также:

Ссылки



Школы дальневосточного буддизма
Индия Китай Корея Япония
Дхармагуптака Люйцзун Юльчон Риссю
Сарвастивада Цзюйше Куся
Саутрантика Чэнши Чонджи Дзёдзицу
Мадхъямака Саньлунь Самнон Санрон
Йогачара Фасян Попсан Хоссо
(Татхагатагарбха) Хуаянь Хваом Кэгон
Чань Сеон Дзэн
Тяньтай Чхонтхэ Тэндай
Нитирэн
Цзинту Чонтхо Дзёдо
Ваджраяна Ми-цзун Синин
Чинём-оп
Сингон
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home