Туризм в Узбекистане

Узбекистан — страна с обширными возможностями в области туризма, которые в настоящее время используюся лишь в небольшой степени.

Сфера туристических интересов в Узбекистане включает как активные виды отдыха и спортивного туризма, типа скалолазания и горноглыжного спорта, так и путешествия с познавательными целями, где объектом познания является богатая археологическая и религиозная история этой страны.

В 2005 количество туристов, посетивших Узбекистан, составило 240 тысяч человек из 117 стран мира. Каждую осень в Узбекистане проводится Международная туристическая ярмарка.

Офис Всемирной туристической организации (ВТО) был открыт в Самарканде в 2004. Этот офис призван координировать усилия международных организаций и национальных туристических организаций стран, расположенных на Великом шелковом пути.

Содержание

Климатические преимущества Узбекистана

Узбекистан располагает уникальными климатическими условиями по сравнению с другими странами Центральной Азии. Если принять Ташкент, столицу Узбекистана, за точку отсчета, то в 808 км северо-восточнее Ташкента, в бывшей столице Казахстана Алмата, среднегодовая температура на 5—8 градусов ниже. В то же время, в 1294 км юго-западнее Ташкента, в столице Туркмении Ашхабад среднегодовая температура на 8—10 градусов выше.

Умеренный климат, в сочетании с наличием воды для ирригации, делают землю Узбекистана чрезвычайно плодородной. Узбекские дыни, виноград, яблоки, айва, груши и другие плоды имеют восхитительный вкус. Мягкие зимы привлекают горнолыжников в горы Чимгана поблизости от Ташкента.


ЛЕГЕНДЫ УЗБЕКИСТАНА

ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ...

ЛЕГЕНДЫ УЗБЕКИСТАНА

Снег падает на нежные цветы урючных деревьев... Красиво, неожиданно, но, к сожалению, почти каждую весну, как расцветает урюк, вдруг наступает похолодание и выпадает снег. Почему? Об этом мы знаем из уроков географии. Оказывается, между Арктикой и Средней Азией существует полоса атмосферного давления - ось Воейкова. Она, как защитный барьер, не дает проходить к нам холодным воздушным потокам Арктики. Но при наступлении тепла «ось Воейкова» - область высокого давления - исчезает. Поэтому холодным, воздушным северным потокам воздуха со снегом удается беспрепятственно проникать к нам, в теплые края. И вот после теплых деньков, когда расцвели урючины, и люди уже поверили теплу, перешли на легкую одежду, идет снег... В Узбекистане есть старинное народное предание о том, почему снег засыпает расцветшие урючины.

ДЕВУШКА - УРЮЧИНА

Когда-то, давным-давно жила в горах красивая добрая девушка. Она с детства понимала язык птиц, зверей, всех растений и даже горных камней. Она была целительницей. Ведь все цветы, камни и травы рассказывали ей о своих лекарственных свойствах. О ее доброте, красоте и целительности узнали далеко за пределами родных мест. Многие юноши сватались к мудрой красивой девушке. Но она никого не полюбила. Однажды пролетал над селением злой волшебник. Увидев девушку, он решил, что она должна принадлежать только ему. Он обернулся прекрасным принцем и осыпал девушку множеством дорогих подарков. Золото, драгоценные камни, ткани, одежду, ковры преподнес он ей. Видимо, девушка разглядела в «прекрасном принце» его злую сущность - она отказала ему: «Я не стану твоей никогда!». Что мог сделать злой волшебник? Конечно, только подлое колдовство. Он превратил ее в дерево - yрючину. И в пустыне появилась Великая урючина. Весной расцветала волшебным розовым цветом, в жару укрывала путников в тени, питала своими плодами и людей, и все пустынное зверье. Узнав об этом, злой волшебник сказал: «Я все равно тебя уничтожу!». И наслал на цветущую урючину снегопад, чтобы она замерзла и никто больше не любовался бы весной ее прекрасными цветами, не лакомился бы ее плодами, не радовался ее тенистой листве. Но стойкая девушка-урючина выдержала и снег, и холод. А злой волшебник замерз сам от вызванных им холодов. Но с тех пор так издавна повелось: зацвели урючины - падает снег, холодает. Вот такая легенда есть о весеннем «урюковом снеге». А летом все равно каждый год мы лакомимся урюком. Наши узбекистанские нежные урюковые деревца - абрикосы превратились в морозостойкие деревья!


А сколько красивых легенд, сказаний сложено о самом прекрасном из человеческих чувств - любви! Дошедшие до нас предания поражают своей философской глубиной, удивительным переплетением сказки и реальности...

КЫРК-КОКИЛ Недалеко от селения Хумсан есть место Кырк-кокил - "Сорок косичек". Согласно хумсанской легенде, одна девушка обещала ждать парня, который ушел на войну. В знак своей верности она заплела сорок косичек и намеревалась их распустить к свадьбе, когда возлюбленный вернется с победой домой. Но парень погиб в неравной схватке. Опечаленная девушка ушла в горы, села на камень и заплакала. Ее слезы до сих пор текут, образуя водопад. Говорят, что несчастная окаменела, а сорок косичек - листья вьюнов на скалах - символизируют верность и любовь.

ПУСТИЛИК-БУВА Вот еще одна поэтическая легенда. Есть в тех краях участок Пустилик-бува. Недалеко расположен водный источник, который "оживает" только по пятницам в определенное время года. Давным-давно путешественники, направлявшиеся на север, решили сделать привал. Многие не могли двигаться дальше, так как были изнурены. Самый мудрый обратился к Всевышнему и попросил его о помощи. Затем он посохом ударил по скале: из-под земли забил фонтан. Уставшие путники припали к воде и почувствовали огромный прилив сил. Они продолжили свой путь, а то место стало считаться святым. Сюда приходят люди, которые нуждаются в подкреплении своего здоровья. Многие женщины, страдающие бесплодием, приезжают к источнику и молятся. Испив целебной воды, они менее чем через год становятся матерями.

СКАЗОЧНЫЙ ДРАКОН ПЕРЕВАЛА ГИЗА Дошла до нас и легенда, связанная с перевалом Гиза. На нем видны белые скалы, напоминающие уснувшее сказочное существо. По преданию, когда-то здесь обитал дракон, который защищал жителей от врагов, охраняя мир и покой. Однажды взамен он попросил себе в жены красивую девушку. Жители побоялись отказать дракону и выбрали ему местную красавицу, у которой уже был жених. Девушка не хотела выходить замуж за дракона, а подвести сородичей не могла, поэтому решила пойти на хитрость. Явившись к сказочному "мужу", она приготовила ему обед, куда добавила травы, вызывающие сон. Дракон отведал пищу и уснул, а девушка вернулась к жениху. Грозный страж до сих пор спит и не знает, что его обманули. Иногда он переворачивается с боку на бок, от этого сотрясается земля и образуются оползни, селевые потоки. Жители верят, что когда дракон проснется, то разгневается и отомстит за предательство...

www. wikipedia.org русский раздел - http://ru.wikipedia.org/wiki/

ОТГОЛОСКИ СТАРОЙ ПРАВДЫ Так можно назвать предания и легенды, сложенные народом и передающиеся из уст в уста

«Высокие башни измеряются длиной их тени, великие люди - числом их завистников». Сохранилась молва о том, что некий ученик Ибн Сины, проникнутый черной завистью к славе своего учителя, тайно вознамерился отравить его и выслужиться перед деспотом-шахом. Приготовив лекарство с ядом, ученик-шогирд подал его наставнику. Однако тот уже давно догадался о преступных планах шогирда и заранее запасся противоядием. Абу Али ибн Сино принял из рук ученика отраву и молча выпил. Спустя некоторое время Ибн Сино велел своему слуге вывалить арбу с песком перед воротами недостойного ученика. Неразумный ученик, думая, что в этом песке отыщет золотые крупинки, каждый день старательно просеивал его, жадно вглядываясь в каждую песчинку. Озабоченный тщетными думами, покрытый пылью и изможденный, он превратился в исхудалого, поседевшего горе-старателя. Под конец, не выдержав, пришел к наставнику и спросил: «Достославный табиб, мне непонятен смысл вашего поступка, в чем он заключается?» И тогда великий ученый сказал: «Я воспитал тебя, взяв отцовство на свои плечи, вырастил-выпестовал и сделал тебя своим последователем. Я обучил тебя ремеслу табиба, заботился о тебе. Ты же, забыв о скромности, вознамерившись стать прославленным, посягнул на жизнь своего учителя. Я не стал тебя ни бранить, ни наказывать. Но я подверг тебя горю и унынию И это, полагаю, самый тяжелый недуг». Здравый смысл людей, их твердая вера в добро и справедливость говорят о том, что народная мудрость с легкостью преодолевает как пространственные, так и временные рамки. Ославить могут честного, позором сжечь дотла, Но соль, как прежде, белая на черном дне котла... Основной тон и пафос устных творений узбекского народа показывают, что они выражают идеал человека и тем самым служат усовершенствованию мира, преобразованию человеческих нравов. Уж так устроен мир - талантливого не терпит бесталанный, щедрому завидует скупой, мудрого ненавидит невежда, а доброго преследует злой. Вечное противоборство добра и зла, света и тьмы, благородства и низости. Философия Абу Али ибн Сино была своеобразным итогом развития философии народов Средней Азии и Арабского Востока.

Выдающийся поэт, философ, математик, астроном Омар Хайям не раз склонял лицо над «Книгой исцеленья» и не раз перечитывал стихи своего кумира, наводящие на философские раздумья. Примечательно, что судьбы великих людей во многом схожи. И в этом можно убедиться, ознакомившись с народным преданием об Омаре Хайяме. Он жил в уединении в своем Нишапуре и мало общался с людьми. Только по утрам к нему приходил брать уроки философии некий законовед-аглам по имени Ибн ал-Кифти. Однажды, еще до восхода солнца, он постучал в калитку почтенного ученого. Омар Хайям открыл дверь утреннему пришельцу. На этот раз беседа шла об известном древнегреческом ученом Галене, о законах природы. Затем, углубившись в свои думы, Омар Хайям взял в руки тростниковое перо-калям и, отойдя от собеседника в сторонку, написал на листе какое-то четверостишие. На этом урок был закончен. Потом говорили об отвлеченных вещах, пили чай. А когда хозяин дома отлучился из гостиной, законовед Ибн ал-Кифти подошел к столику, где был сложен лист, и прочел стихи, «граничащие с вольнодумством». Не подав вида о тайно прочитанном, Ибн ал-Кифти попрощался с учителем. Он и далее продолжал приходить задолго до восхода солнца брать уроки, перенимая богатые знания учителя, а потом из зависти к яркому уму распространял среди людей нелестные слухи о нем. Вскоре эти наветы дошли до ушей почтенного учителя-устоза. Омар Хайям, возмущенный неблагодарностью ученика, задумал хорошенько проучить лицемера. Этот урок впоследствии в народе назвали «воздаяние хулителю». Когда в очередной раз Ибн ал-Кифти перед восходом солнца появился у знакомой калитки, его оглушили раскатисто игравшие карнаи, барабанный бой ногора - так обычно созывают людей на праздник. Мудрый ученый заранее пригласил к себе в дом музыкантов. Заслышав призывные звуки, люди стали собираться к месту предполагаемого торжества. Когда собралась многочисленная толпа, Омар Хайям остановил музыкантов и воскликнул: - О люди Нишапура! Поглядите на этого ученого-умника: он каждый день приходит в мой дом брать уроки, а бывая среди вас, изрыгает на меня хулу и клевету. Допустим, если я, как он это утверждает, являюсь безбожником, то почему он обучается у меня и пользуется моими знаниями? А если я все же не являюсь таковым, то почему он злословит и хулит своего учителя-муаллима?.. Народ одобрительно зашумел, проникнувшись справедливостью слов. И вновь затрубили трубы, загремели литавры. Пристыженный хулитель стоял, опустив глаза. Так узбекским народом были созданы предания о двух великих мыслителях Востока. И хотя нет достоверных данных на сей счет, народная молва сама воссоздает истории их жизни, передающиеся из уст в уста, ибо народ всегда мудр, и он свято хранит в памяти имена гениев, светил духовности, следуя своим эстетическим идеалам и высокой нравственности. Поистине, предания и легенды - это отголоски старой правды.

Максуд Абдурахимов. Кандидат филологических наук. Правда Востока № 123, от 30 июня 2006г. Стр.4.


Подготовила Виктория ГИЗАТУЛИНА, Узбекистан, Ташкент. 28.08.06г.

Спортивный туризм

Узбекские горы весьма привлекательны для тех, кто любит активные формы отдыха типа альпинизма, горного туризма и скалолазания. Наиболее популярная горная местность Узбекистана — это Чимганские горы c доминирующим пиком Большой Чимган, высотой 3309 м. Эта местность служит началом множества альпинистских троп, маршрутов пешего туризма, скалолазания, конных маршрутов, горнолыжных трасс и т. п.

Популярным маршрутом сплава на рафтах является река Чаткал, впадающая в Чарвакское водохранилище и имеющая пороги нескольких категорий сложности.

Для спелеологов представляют интерес хребет Байсунтау с глубокими пещерами Бой-Булок (амлитуда 1415 м), Фестивальная-Ледопадная (−580 м), Уральская (−565 м); пещера Киевская (−990 м) на плато Кырктау; пещера им.Зайдмана (−506 м) на Чаткальском хребте и другие.

Архитектурные и исторические достопримечательности

Регистан, Мечеть Биби Ханум, Мавзолеей Гур Эмир и комплекс Шахи Зинда в Самарканде; Ансамбль Пои-Калян, цитадель Арк, Мавзолей Саманидов и Ляби-хауз в Бухаре; и конечно Хива с его сохранившимся внутренним городом Ичан-Кала, многочисленными мечетями, медресе, минаретами, стенами и воротами, — все это признанные в мире достопримечательности завораживающей красоты и огромной исторической ценности.

Хотя часто ошибочно полагают, что в Ташкенте нет достопримечательностей, здесь сохранились поразительные исторические памятники, среди которых Мавзолей Шейха Зайнудина и Мавзолей Шейхантаура.

Туризм в Хорезмской Области и Каракалпакстане

Территория Хорезмской области и Каракалпакстана усыпана множеством природных, исторических, архитектурных и археологических достопримечательностей. Только в одной Хорезмской области находится около 300 исторических памятников.

В последние годы туристический потенциал в этом регионе был существенно дополнен некоторыми новыми средствами обслуживания и достопримечательностями. Одной из них несомненно является Музей Савицкого в Нукусе, где собрана уникальная коллекция работ художников авангардистов. В музее также имеется удивительная краеведческая коллекция.

Множество экологических туров организовано в последнее время к кладбищу судов, расположенному в Муйнаке, в районе прежней береговой линии Арала.

После модернизации аэропорт в Ургенче получил международный статус. Теперь он соответствует первой категории IKAO.

Живая природа другие достопримечательности пустынь

Фауна пустыни Кызылкум включает множество видов редких животных. Кызылкумский заповедник, расположенный в Аму-Дарьинских тугаях является удивительным по красоте и разнообразию животного мира природным парком. Представляет так же интерес эко-центр «Джейран», расположеный в 40 км к югу от Бухары. Здесь специалисты занимаются восстановлением исчезающих и редких видов животных.

На берегах озеро Айдаркуль организовано несколько юртовых лагерей. Айдаркуль и другие озера этой системы являются традиционно хорошими местами для любительской рыбной ловли. Кроме этого, туристам предоставляется возможность покатаься на верблюдах и другие романтические занятия, создающие представление о жизни кочевников.

Другое удивительное место, расположенное на окраине Кызылкумов — это урочище Сармышсай. Это ущелие, с горной речкой на южном склоне горной системы Каратау в 30—40 км к северо-востоку от города Навои (бывш. Кермине). Сармышсай известен памятниками древней деятельности человека, сконцентрированной на площади приблизительно 20 км². Достопримечательности включают карьеры, шахты, древние поселения, могильные холмы, склепы и наскальные рисунки (всего около 4000 фрагментов наскальной живописи). С древности эта территория была священной, где местные жители отправляли свои ритуалы.

Транспортная доступность страны

Большинство путешествий по Узбекистану начинаются со въезда в столицу страны Ташкент. В городе имеется современный международный аэропорт, аэропорт местных линий, два вокзала и многочисленные автостанции. В Ташкент летают самолеты Uzbekistan Airways, British Airways, Asiana Airlines, Turkish Airlines, Transaero, Аэрофлот, Domodedovo Airlines, Air Kazakhstan и Pakistan Airways.

Еще три аэропорта Узбекистана (в Самарканде, Бухаре и Ургенче) имеют международный статус.

В силу действующих ограничений билеты на внутренние авиарейсы не могут быть зарезервированны или куплены ранее чем за 14 дней до вылета.

Виза

Каждый турист должен получить визу перед въездом в Узбекистан. Исключение составляют граждане стран бывшего Советсткого Союза, кроме Киргизии, Туркмении, Таджикистана и стран Прибалтики. Чтобы получить туристскую визу, граждане большинства стран нуждаются в визовой поддержке местного туристического агентства. В начале года 2006, 408 местных предприятий имели лицензию на туристическую деятельность, 326 из них частные.

Регистрация

Регистрация иностранных граждан в Узбекистане необходима. Общее правило: каждый турист должен быть зарегистрирован в течение 72 часов с момента въезда в страну. Каждый турист, как правило, должен проживать в гостинице. Проживание в частных домах без регистрации — незаконно. Регистрация туристов, проживающих в гостинице осуществляется автоматически и входит в стоимость проживания. При регистрации выдается специальный талон, или ставится штамп в паспорте.

Гостиницы

В последнее время Узбекистан переживает гостиничный бум. В стране построено много новых фешенебельных гостиниц, в том числе и общенациональные гостиничные сети и по типу B&B. Большинство из них частные. Само по себе существование таких гостиниц один из, пока немногих, положительных примеров ситуации, сложившейся в эконмике страны после развала Советского Союза. Списки гостиниц в Ташкенте, Самарканде, Бухаре и Хиве, постоянно пополняются.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home