Женские вспомогательные подразделения СС

Женские вспомогательные подразделения СС (нем. SS — Helferinen/ SS — Kriegshelferinen).

Содержание

Женские вспомогательные подразделения СС

Идеологи национал-социализма всегда без энтузиазма относились к использованию женщин не только на войне, но и на производстве. Женщина Третьего Рейха — это прежде всего жена и мать. Однако в условиях военного времени от этой идеи пришлось отказаться.

Женщины, добровольно вступавшие во вспомогательные подразделения СС (в СС они не были допущены), несли службу в качестве двух основных категорий: как сотрудницы службы связи (СС-хельферин), и в качестве сотрудниц вспомогательных подразделений военного времени, выполнявших другие обязанности (СС-кригсхельферин).

Сотрудниц набирали из женщин в возрасте от 17 до 30 лет и использовали для выполнения тех же задач, которыми занимались их армейские коллеги, связанные с обеспечением связи. Они могли быть радиооператорами, телефонистками, наборщицами, операторами связи и т. д.

Униформа

SS — Helferinen

Сотрудниц обеспечивали серыми однобортными кителями, застегивавшимися на три пуговицы. Воротник обшивался серебряным кантом. В нижней части кителя располагались два кармана с прямоугольными не застегивающимися на пуговицы клапанами. Еще один открытый карман находился на груди слева.

На нагрудном кармане находилась овальная черная нашивка с серебристым кантом, на которой серебристыми нитками или алюминиевой проволокой были вышиты руны СС. Эсэсовская версия национального орла носилась в верхней части левого рукава. Известно, что какая-то часть сотрудниц носила на левом предплечье нарукавный значок эсэсовских связисток — серебристую молнию на черной ромбовидной нашивке. Китель носился поверх простой белой блузки, воротничок которой застегивался у горла. Ни галстука, ни броши в этой форме предусмотрено не было. С кителем носилась подходящая по тону серая юбка и черные туфли.

Пилотка, которая носилась с этой униформой, была из черной шерсти и без бортиков, которые обычно имелись на немецких пилотках. В большинстве случаев головные уборы женщин из вспомогательных подразделений шились по образцу мужских пилоток тех же организаций, но пилотки, которые носились женщинами из вспомогательных подразделений СС, были особого «женского» покроя. Впереди на пилотке крепился орёл (такого же размера, что и нарукавный), а вот эмблема с «Мёртвой головой», которую носили на головных уборах мужчины, здесь отсутствовала.

Сотрудницы вспомогательных подразделений СС из специальной школы подготовки в Оберренхейме носили также манжетную ленту на левом рукаве. Она представляла собой ленту из черного искусственного шелка с серебристой каймой и надписью «Reichsschule-SS».

Для женщин из вспомогательных подразделений СС были введены специальные знаки отличия, имевшие статус наград. Введенная 28 июля 1943 г. серебряная пристежка для хельферин СС (Silberspange für SS-Helferinnen) представляла собой застежку из настоящего серебра в виде прямоугольника, внутри которого в центре находились руны СС, обрамленные с обеих сторон дубовыми листьями. Слева поверх дубовых листьев располагались буквы «HEL», а справа — «FEN», образуя слово «Helfen». Сохранилось несколько экземпляров такой застежки, изготовленных из серебра 800-й пробы.

На них имеются цифры, которые, скорее всего, являются номерами выпуска, но никаких документов о награждении этими пряжками и никаких фотографий, на которых было бы показано, как эту пряжку носили, не сохранилось.

SS — Kriegshelferinen

Кригсхельфериннен СС носили такую же униформу, но им не разрешалось носить нарукавные и нагрудные нашивки с рунами СС. Среди обязанностей, которые возлагались на этих сотрудниц, был и надзор за женщинами, заключенными в концлагеря. Многие из этих служащих не уступали в жестокости своим коллегам противоположного пола (например, известная Ирма Грезе) и были после войны осуждены за военные преступления. Почти все из них понесли заслуженное наказание за свои действия.

Образ в кинематографе

Образ женщины — служащей СС в кинематографе — всегда резко отрицательный и это объяснимо. Так, мужчина в качестве служителя какой-либо тоталитарной идеи — почти всегда исполнитель, мобилизованный солдат и его, в какой-то мере, можно понять. Женщина всегда совершает подобный шаг по своей воле.

В советском кинематографе есть два неоднозначных и противоречивых образа эсэсовок — это Барбара Крайн («Семнадцать мгновений весны») и Ангелика Бюхер («Щит и меч»). Обе женщины даже не пытаются доказать своим оппонентам (и зрителю), что они — фанатичные наци.

Они просто делают карьеру в данное время, в данном месте. Для Барбары пребывание в СС — лишь краткий миг перед тем, как выйти замуж: «Рожать и кормить — вот задача женщины, всё остальное химера

Ангелика тоже ревностно карабкается по служебной лестнице и для неё служба — это единственный способ самоутвердиться. Их жестокая сущность — лишь отражение жестокой реальности: они слишком приспособленки, чтобы быть иными.

По другому трактован образ Анны-Лизы Франц в польском кинофильме «Пассажирка». Анна-Лиза рассказывает жениху-американцу историю своей жизни, а точнее — службы в концлагере. Молодая ещё женщина (действие фильма происходит в середине 1950-х), она несёт в душе страшный груз, но вместе с тем пытается доказать себе (и жениху), что всё она делала правильно.

Существует также категория фильмов, которую часто объединяют под названием «nazi-exploitation». В этих фильмах образы женщин — сотрудников СС выступают в доминантной роли садо-мазохистских отношений, обычно с соответствующими BDSM-атрибутами: латексная одежда, плети, цепи. К реальным историческим событиям и личностям такие фильмы отношения не имеют. Пример такого фильма — «Ильза, волчица СС».

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home