Нидерландская школа

Нидерландская школа — крупнейшая композиторская школа эпохи Возрождения.

Нидерланды в 15—16 вв. (их территория охватывала нынешнюю северо-восточную Францию, юго-западную Голландию, Бельгию, Люксембург) были передовой, экономически развитой страной с широчайшими торговыми связями. Нидерландские города были богаты и влиятельны. Развивались наука, культура, искусство. Наряду с блестящими достижениями живописи, огромных успехов достигла музыка. В стране были сотни хоровых капелл, в церквах во внебогослужебное время проходили концерты органной музыки, создавались школы менестрелей, существовали метризы — специальные школы-приюты при кафедральных соборах нидерландских городов, готовившие высококвалифицированных певчих и органистов-профессионалов.

Нидерландскую композиторскую школу 15—16 вв. часто именуют франко-фламандской (реже — англо-франко-фламандской). Крупнейшие нидерландские полифонисты работали в областях с валлонским населением, расположенных вблизи Франции. Это, наряду с другими факторами, привело к тому, что нидерландская полифоническая школа стала наследницей французской полифонической культуры. В то же время в качестве музыкальной основы своих творений нидерландские мастера часто использовали фламандский фольклор.

Основное место в творчество нидерландцев занимала церковная музыка: мессы, магнификаты, псалмы. Вместе с тем композиторы нидерландской школы создавали и светские сочинения: многоголосные песни, баллады. Духовные и светские черты свободно сочетались в одном из ведущих жанров той эпохи — мотете. В творчестве Жоскена Депре главенствующей становится новая разновидность этого жанра — мотет со сквозной имитацией. Нидерландские композиторы создали самобытный вокально-хоровой полифонический стиль.

В нидерландской школе обычно различают несколько периодов развития, причём каждый последующий начинается ещё в рамках предыдущего.

  • 1-й период, ранняя нидерландская школа (её иногда именуют бургундской), середина 15 в., представители Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа;
  • 2-й период, так называемая «вторая нидерландская школа», 50-е годы 15 в. — начало 16 в., представители Йоханнес Окегем и Якоб Обрехт;
  • 3-й период, 80-е годы 15 в. — 1521 г., творчество Жоскена Депре;
  • 4-й период, 1520—1560 гг., творчество Николауса Гомберта и Клеменса-не-Папы;
  • 5-й период, середина и конец 16 в., композиторская деятельность Орландо ди Лассо

К нидерландской школе относят также А. Брюмеля, Л. Компера, А. Агриколу, П. де ла Рю, Г. Изаака, Г. Финка, А. Вилларта, К. де Роре, Ф. де Монте и других композиторов — учеников или прямых последователей выдающихся нидерландских мастеров. Деятельность их протекала не только в Нидерландах, но и в Италии, Австрии, Германии, Англии, Испании. Поэтому нидерландская школа оказала огромное влияние на развитие европейской музыки, в первую очередь на развитие полифонических жанров.

Истоки нидерландской школы кроются в образцах раннего многоголосия (12—13 вв.). Для мастеров «первой нидерландской школы» очень важным оказался творческий опыт английского композитора-полифониста Джона Данстейбла. Влияния нидерландской школы распространяются далеко за пределы эпохи Возрождения и могут быть обнаружены даже в творениях И. С. Баха.

Ссылки

  • В. Коннов, Нидерландские композиторы XV—XVI веков. — Ленинград: Музыка, 1984.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home