Ампир

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Ампир (от фр. empire — империя) — стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма.

Ориентация ампира

Ориентируясь, как и классицизм, на образцы античного искусства, ампир включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы массивных портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Ампир включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. и.).

Происхождение

Ампир сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной выразительности. Крайним проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов К. Н. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции. Выдвинутые ими новые градостроительные и художественные идеи стали основой развития ампира, получая в различных странах истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумф, арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен, — повторение арки Септимия Севера в Риме). В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др.), перестроенных Персье и Фонтеном для императорского двора и новой знати, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпейских росписей, греческого и римского декора, ренессансных фресок и орнаментов созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба и бронзовым изделиям П. Ф. Томира, стилизованным в духе предметов обстановки богатого древнеримского жилого дома. А. получил самобытные национальные черты в Великобритании, Дании, Италии; в России и в Германии он стал выразителем идей государственной независимости, которую народы этих стран отстаивали в антинаполеоновских войнах. Русский ампир дал мирового значения образцы градостроительных решений (ансамбли Ленинграда, архитектор К. И. Росси), общественных сооружений (Адмиралтейство, 1806-23, архитектор А. Д. Захаров, и Горный институт, 1806, архитектор А. Н. Воронихин, — в Ленинграде), произведения монументальной скульптуры (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-18, скульптор И. П. Мартос) и прикладного искусства («Гурьевский сервиз», 1809-18, Императорский фарфоровый завод в Петербурге). Черты интимности и лиризма присущи московским особнякам в стиле ампир, построенным архитектором А. Г. Григорьевым (дома Селезневой, 1814, ныне Музей А. С. Пушкина, и Станицкой, 1817-22, ныне Музей Л. Н. Толстого), с их удобно расположенными и уютными интерьерами. Ампир сменился различными эклектичными течениями, знаменовавшими собой кризис художественной системы классицизма.

Ссылки

  • Лит.: Некрасов А. И., Русский ампир, М., 1935; Bourgeois E., Le style Empire, ses origines et ses caractères, P.,1930.
  • И. М. Глозман.
  • БСЭ
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home