Буддизм в Корее

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Содержание

История проникновения буддизма

В соответствии с С. В. Волков «Словарь Буддизма»

Буддизм проник в Корею во вт. пол. IV в. Первым из трёх существовавших в то время на Корейском полуострове гос-в, где он начал распространяться, было Когурё. В 372 ко двору когурёского вана вместе с послом кит. царства Раннее Цинь прибыл монах Сундо, привёзший изображение Будды и будд. литературу. Вскоре были созданы и первые монастыри. В Пэкче буддизм появился на 12 лет позже, когда в 384 туда прибыл из Вост. Цзинь монах Маранантха. В третьем гос-ве — Силла попытки пропаганды буддизма отмечены ещё в V в., но официально буддизм был принят ваном Попхыном в 527. После этого (в 60-х гг. VII в. Силла объединила полуостров) распространение буддизма пошло быстрыми темпами, Б. в К. преимущественно махаянистского толка, причём большое значение имел культ бодхисаттв. Будд. лит-ра поступала из разл. центров Китая, там же обучались кор. монахи, в результате чего развитие Б. в К. в значит, степени определялось влиянием кит. буддизма.

Развитие буддизма

Формирование основных. школ относится в основном к середине VII века.

  • Школа Йольбан, получившая название по Нирвана-сутре, была создана в 654660,
  • школа Кеюль (аналог кит. Люйцзун) — в 641.
  • Наиболее популярная школа — Хваом (аналог кит. Хуаянь-цзун) появилась в 661681.
  • В 742765 была образована школа Юсик (аналог кит. Фасян-цзун).
  • Вместе со школой Попсон, существовавшей ещё в Когурё, эти школы образовали т. н. пять школ махаянистского толка, рассматривавшиеся как традиц. для Кореи.

Кроме них существовали школы:

  • Чонджи,
  • Синин,
  • Сосюн,
  • Школа «чистой земли» (Чонтхо), аналогичная китайской школе Цзинту и от неё происходящая.
  • В середине IX века в Корею проник дзэн-буддизм.

С 828 по 931 возникло 9 дзэн-буддийских школ, близких друг другу, которые получили общее название «девять гор» (кусан): Сильсансан, Тоннисан, Каджисан, Чакульсан, Сонджусан, Саджасан, Свэянсан, Поннимсан и Сумисан.

Наиболее популярными культами в VIIX веках были культы Майтреи, Шакьямуни, Амитабхи и АвалокитешварыVIII веку на первое место вышел культ Майтреи).

Буддийские монастыри в Корее владели землями, пожалованными ваном или частными лицами, и освобождались от налогов, однако из-за непомерного увеличения монастырского землевладения уже в VII векк предпринимались меры по её ограничению. В условиях сильной государственной власти буддизм в Корее мог развиваться лишь постольку, поскольку признавал её приоритет, и сангха находилась под контролем государства (хотя и не таким строгим, как в Китае) до тех пор, пока оно могло этот контроль осуществлять.

Период Корё (10—14 вв.) был временем наиб. расцвета буддизма в стране. Новая династия необычайно благоволила к нему. В это же время было завершено огосударствление буддизма, что нашло отражение и в управлении сангхой. Если в период Объединённого Силла параллельно и независимо существовали территор. будд. администрация из монахов во главе с куктхоном — главой сангхи в стране, к-рому подчинялись областные чутхоны и уездные кунтхоны, и цент. администрация, укомплектованная гражд. чиновниками (имелось 2 небольших цент. учреждения и 7 управлений по делам крупн. монастырей), то теперь будд. деятели были включены в чиновную систему, и им на общих основаниях полагались служебные наделы. Монастыри на правах гос. учреждений получили землю по казённому реестру. В этот период буддисты начинают активно действовать и на политич. сцене. В XI в. было издано более 6000 томов «Большого свода сутр» («Тэджангён»), а также «Продолжение большого свода» («Сокчангён») в 4769 томах. Новое издание этого свода в 6529 томах было начато в 1237 и продолжалось 16 лет. В конце периода Коре появились признаки утраты Б. в К. своих позиций. Усилившись, он обрёл себе множество противников. Немалую роль в борьбе с ним играло вновь набиравшее силы с сер. XIII в. конфуцианство. Правители новой династии Ли, пришедшей к власти в 1392, относились к буддизму недоброжелательно. Последовала секуляризация монаст. собственности, а в кон. XV в. строительство монастырей было запрещено, а число монахов предельно ограничено. В дальнейшем отношение к Б. в К. было лишь более или менее терпимым, и к кон. XIX в. он находился в полном упадке. В годы яп. господства буддизм получил нек-рые стимулы для развития, но по-прежнему пользовался небол. влиянием, далеко уступая христ-ву (в 1938 из 503 тыс. буддистов в стране только 209 тыс. были корейцами, тогда как корейцев-христиан насчитывалось до 500 тыс.).

Современное состояние буддизма

После 1945 в Сев. Корее буддизм был практически изжит, но на Юге начал обретать популярность. Наст. подъем его начался в 60-х гг. и во многом связан с приходом к власти в 1961 Пак Чонхи, к-рый, в отличие от большинства прежних политиков (христиан-протестантов), был буддистом. Провозглашённый им лозунг «нац. возрождения» открывал перед буддизмом широкие перспективы. Число храмов, монастырей и последователей буддизма начало быстро расти. Доля последних в населении страны, составлявшая в нач. — сер. 60-х гг. 2 — 3 %, в кон. 60-х гг. увеличилась примерно в 5 раз, в нач. 70-х гг. составила приблизительно 25 % населения, а в кон. 70-х гг. ок. 40 %, оставив далеко позади число последователей протестантизма. В наст. вр. в Южн. Корее насчитывается 18 осн. школ (не считая школы Вонбульгё, приверженцы к-рой не включаются офиц. статистикой в число буддистов), гл. из к-рых является Чогё, объединяющая подавл. большинство кор. буддистов. Осн. её органами являются журнал «Пупрун» и газета «Тэхан пульгё», в ведении школы находятся ун-т Тонгук и ряд др. учебных заведений. Южно-кор. буддисты играют все более замёт. роль в мировом будд. движении.

Буддийские храмы и монастыри

Буддийские организации

Ссылки


Школы дальневосточного буддизма
Индия Китай Корея Япония
Дхармагуптака Люйцзун Юльчон Риссю
Сарвастивада Цзюйше Куся
Саутрантика Чэнши Чонджи Дзёдзицу
Мадхъямака Саньлунь Самнон Санрон
Йогачара Фасян Попсан Хоссо
(Татхагатагарбха) Хуаянь Хваом Кэгон
Чань Сеон Дзэн
Тяньтай Чхонтхэ Тэндай
Нитирэн
Цзинту Чонтхо Дзёдо
Ваджраяна Ми-цзун Синин
Чинём-оп
Сингон
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home