Шанц, Иван Иванович

Иван Иванович фон Шанц (von Schantz) (1802-1880) — адмирал русского флота, член Адмиралтейств-Совета, мореплаватель, кораблестроитель.

Именем Шанца названы острова (позднее острава Вото) в Тихом океане и мыс в Японском море.

Родился в городе Биорнеборге 1 ноября (по новому стилю - 13 ноября) 1802 года, умер 22 декабря 1879 (по новому стилю 3 января 1880 года)года в Санкт-Петербурге. Происходил от древней дворянской фамилии Великого Княжества Финляндского.

Содержание

Юношество

С раннего детства Шанц страстно любил море и ещё ребёнком поступил к знакомому капитану в качестве волонтёра, проплавав на финляндских коммерческих судах до девятнадцатилетнего возраста.

Военная карьера

Выдержав экзамен в военный флот, он 2 марта 1821 года был произведён в мичманы, после чего был отправлен на службу в Свеаборг. Плавая затем вплоть до лейтенантского чина, в 1828 году, на разных судах в Финском заливе и Балтийском море, Шанц производил опись и промер шхер между Свеаборгом и Юнгферзундом, а также принимал участия в описи Аландских островов. С 1828 года по 1831 год находился в заграничном плавании на корабле «Фершампенуаз», участвовал в блокаде Дарданелл (Дарданеллы) и произвёл опись Кроликовых островов. Корабль этот сгорел на Кронштадском рейде, и фон Шанц последним оставил судно. Его прекрасное поведение во время пожара было причиной назначением его капитаном люгера «Ораниенбаум», а затем в 1834 году он получил в командование военный транспорт «Америка», отправлявшийся в кругосветное, редкое в те времена, плавание, и произведён был в капитан-лейтенанты.

Идя в Камчатку, фон Шанц открыл на пути в архипелаг Маршалла, группу коралловых островов, названных в атласе адмирала Крузенштерна островами Шанца. По возвращении из плавания в 1836 году, фон Шанц поступил в распоряжение начальника Главного Морского Штаба и произведён в капитаны 2-го ранга, а через два года, за отличие, в капитаны 1-го ранга. С 1837 года по 1841 год фон Шанц находился в разных командировках и состоял при постройке в Нью-Йорке самого большого и сильного военного парохода-фрегата того времени «Камчатка», который привёл из Америки в Кронштадт в 21 день с заходом в Англию. Командуя затем этим пароходом вплоть до производства в контр-адмиралы, последовавшего 14 ноября 1847 года, фон Шанц почти постоянно находился в плавании и с производством в контр-адмиралы закончились его плавания на пароходе «Камчатка» и началась деятельность преимущественно кораблестроительная.

Во время Восточной войны, в 1855 году он был назначен начальником отдельного отряда паровых судов на Кронштадском рейде и поднял свой флаг на пароходе-фрегате «Камчатка» и в мае того же года был назначен командующим первой флотской дивизией, которой и покомандовал до переформирования флота в 1860 году, когда был назначен старшим флагманом Балтийского флота.

В 1863 году Шанц был назначен членом Адмиралтейств совета, что не помешало ему в том же году руководить работами при устройстве земляных укреплений в устьях Невы. 1 января 1866 года Шанц был произведён в адмиралы, сделав за свою службу 28 морских компаний.

Кораблестроение

Не ограничиваясь практической стороной дела, фон Шанц тщательно изучал каждое судно, на котором служил или которым командовал. Позже, пользуясь своим громадными практическими сведениями, он сам составлял чертежи многих судов, и многие из российских колёсных пароходов, корветов, шкун и яхт были построены по его чертежам, под его непосредственным наблюдением. В усовершенствовании постройки и вооружения гребных судов Шанц принимал также самое деятельное участие.

С 1848 года по 1855 год фон Шанц получал постоянные поручения по составлению чертежей и наблюдению за постройкой целого ряда судов:

  • пароход-фрегат «Рюрик»
  • пароход-фрегат «Олаф»
  • корвет «Калевала»
  • винтовая лодка «Стерлядь»
  • шкун для Каспийского моря
  • 40 гребных канонерских лодок и прочее.

Командуя дивизией и плавая в море, фон Шанц не переставал получать поручения как по постройке новых паровых судов, так и по вооружению их и даже береговых батарей. В морской артиллерии фон Шанц сделал несколько усовершенствований по части станков.

Чертежи и указания фон Шанца легли в анналы российского кораблестроения.

Награды

Иван Иванович фон Шанц ордена имел все до св. Александра Невского с бриллиантами и св. Георгия IV степени ("За беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах"), медали бронзовую и за турецкую компанию 1829 года перстень с вензелем государя.

Библиография

Иван Иванович Шанц известен также на поприще морской литературы. Шанц был типом настоящего морского писателя, трактующего с одинаковой любовью и юмором о каких-нибудь талрерах на русленях военного корабля или описывая забавный случай из своей собственной жизни и похождений. Не поддельным, вполне оригинальным и чисто морским юмором был проникнут его своеобразный язык как и разговор, так и в литературе. Бывши фином по происхождению и начав изучать русский язык в молодых годах, уже поступив на службу во флот, фон Шанц, однако же, по преимущественно писал по-русски и прекрасно владел этим языком, сохраняя особый оборот речи, придавший его сочинениям оригинальный колорит, в высшей степени подходящий к типу моряка-писателя.

Фон Шанц оставил множество статей по разным специальным вопросам, напечатанных в разных периодических изданиях и преимущественно в «Морском Сборнике».

Основными его произведениями являются:

  • «Собрания статей, посвящённых морскому делу», Санкт-Петербург 1865.

Беллетристические рассказы:

  • «Первый шаг на море», Кронштадт, 1859.
  • «Первые шаги на поприще военной службы» - «Морской Сборник» 1865 № 3

Афоризмы

  • Военный корабль, подобно дамским часам, ещё ни кем и никогда не доводился до состояния совершенной исправности.


Ссылки:


Статья основана на материалах Русского биографического словаря А. А. Половцова (1896—1918).
Даты в этой статье приведены по юлианскому календарю.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home