Непорочное зачатие

Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей.

Непоро́чное зача́тие (лат. Immaculata conceptio, у, например, греко- и сирокатоликов — «Зачатие святой Анной», официально — «Ευλληπσις τής 'αγιας και θεοπρομητορος Aννας») — католическая доктрина, согласно которой Дева Мария была зачата от обычных родителей, но на Нее не перешел первородный грех. Догмат отвергается православием (непорочное зачатие Марии, но не её девственность), протестантизмом и более мелкими христианскими течениями. Одноимённый праздник отмечается 8 декабря. Библейское обоснование девственности Марии содержалось в ветхозаветном пророчестве Исайи (7:14), которое Евангелие от Матфея отнесло к Марии: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына…».

В данном изречении слово «дева» не соответствует оригинальному еврейскому слову «альма», означающему «молодая женщина». Однако в греческом оригинале Евангелия от Матфея, как и в Септуагинте, употреблено не слово «νεανις» (девушка или молодая женщина), как перевели еврейское слово альма Аквила, Симмах и Феодотион, а слово «παρθενος» (девственница), которое соответствует еврейскому б’тула. Споры по поводу этого слова не утихают и по сей день: мол, слово «альма» (девушка) никак не исключает слова «б’тула» (девственница). Но девушка может быть девственницей, а может девственницей и не быть. Тем более, что слово «альма» однокоренное с ивритскими словами «элем» - юноша, отрок и «алумим» - юность. А потому, чтобы не допускать фальсификаций и логических ошибок, при переводе надо подбирать то слово, которое соответствует оригинальному. С другой стороны, из Книги Исаии ясно, что изречение не имеет отношения ни к Мессии, ни к рождению младенца от девственницы. Когда, во времена правления Ахаза (ок. 736 – ок. 716 гг. до н. э.), царь сирийский Рецин и царь израильский Факей напали на Иудею, царь иудейский, Ахаз, испугался и стал просить помощи у ассирийского царя; тогда пророк Исайя успокоил его следующим знамением: обстоятельства царя изменятся к лучшему, если некая особа — вероятно, жена самого пророка (ср. Ис.8:3,8) — забеременеет и в надлежащий срок родит сына, которому дадут имя Иммануэль. Таким образом, Евангелие от Матфея приводит ошибочную версию стиха Исайи, основанную на неправильном переводе с библейского иврита.

Впоследствии все Отцы Церкви и церковные писатели, начиная с Юстина Мученика, разделили мнение о Непорочном зачатии. Особую роль в разработке концепции сыграл Иоанн Дунс Скотт, который выдвинул идею так называемого предискупления («praeredemptio»). Девственная чистота Марии и чуждость плотскому вожделению соединялись в ней с её неподверженностью никакому личному греху — на её безгрешность указывает определение «благодатная», данное в Евангелии, поскольку нравственный порок несовместим с полнотой божественной благодати. Аврелий Августин считал, что понятие личной греховности не применимо к Марии уже потому, что её почтил Бог. Эта концепция была выражена в частности в Апостольском символе веры, где говорилось об Иисусе: "Который был зачат Святым Духом, рождён Девой Марией». Полемика по этому вопросу развернулась позже. Томистский теолог Каэтан отметил, что концепция в полной мере согласуется с учением о всеобщем искуплении только при наличии у Марии особого рода интенции к первородному греху («debitum peccati»), при изначальном его отсутствии благодаря действию Святого Духа в момент зачатия. Папа Пий V ввёл новую и упрощённую службу на праздновании Дня Непорочного Зачатия в литургических книгах «Super speculam» (декабрь 1570), «Superni omnipotentis» (март 1571) и «Bullarium Marianum». В 1661 г. Александр VII специальной буллой зафиксировал всеобщее церковное почитание Непорочного зачатия при осторожной его формулировке, где говорилось об отсутствии у Марии первородного греха с момента сотворения Её души и соединения последней с плотью. 8 декабря 1854 г., после консультаций с епископами, Пий IX буллой «Innefabilis Deus» официально провозгласил догмат о Непорочном Зачатии. 25 марта 1858 г. пастушка Бернадеттa Субиру в Лурде действительно получила в явлении Девы Марии послание: «Я есмь Непорочное зачатие».


На Востоке Непорочное зачатие первоначально поддерживалось первым константинопольским патриархом Геннадием II. Позже архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, названный Дмитрием Ростовским «столпом православия», писал: «Ангелы дивятся зачатию Твоему, Чистая, како Ты, от семени зачатая, греху быть непричастна», а ректор и игумен Киевской коллегии Иоанн Голятовский подчеркнул, что «Пречистая Дева без греха первородного зачалася и уродила». Тех же взглядов придерживались в частности Стефан Яворский, Феодосий Черниговский и митрополит Киевский Иоасаф Кроковский. Собор 16661667 гг., на которым были патриархи других Восточных Церквей, принял формулу: «Сказателие же Божественнаго Писания в первых причитывают сие Пречистей Богородице. Того ради и в солнце облечённою невестою, юже Иоанн святый виде во апокалипсии, во главе 12, образована быти глаголется той же Ея чистоте и святости нецыи присмотряющееся, не усумневаются глаголати: яко ниже прародительному греху надлежаще, имже и православная церковь видится согласовати, поюща, в день Рождества Ея пресвятого сице: Поём святое Твоё Рождество, чтим и непорочное зачатие Твоё, Невесто богозванная». Богослов и священник суздальского собора Рождества Богородицы Никита Добрынин, принявший мученическую смерть в 1682 г., ссылаясь на святых Отцов, в челобитной царю Алексею Михайловичу также отстаивал учение о Непорочном зачатии, видя в искажении догмата действие антихристова духа: «…а пренепорочная Владычица наша Пресвятая Богородица… прародительной скверны не имела: ещё бо ей во чреве сущи матерни освященне и Богу в жилище преуготованне… и по сим, великий Государь, свидетельствам и младенцам разумно есть, что Пресвятая Дева прародительныя скверны не имела… Как бы нам не прогневать Богородицы».

Православие о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии

Учение о первородном грехе, сказавшемся в отнятии у прародителей и всего человечества «сверхъестественного дара благодати», привело к догмату о «непорочном зачатии Девы Марии». Этот догмат был провозглашен во второй половине XIX века.

Католики учат: чтобы быть достойной стать Матерью Христа Спасителя, Пресвятая Дева Мария, в виде исключения — «привилегии» — была освобождена, при зачатии Своем, от первородного греха: получила сверхъестественный дар благодати, дар «первобытной праведности», и была тем уподоблена Еве до ее грехопадения. Официальное римо-католическое учение о догмате непорочного зачатия гласит так: «Учение, которое содержит, что Преблагословенная Дева Мария от первого момента Своего зачатия по особой благодати и преимуществу от Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Искупителя человеческого рода, была сохранена от всякого пятна первородного греха, — есть учение, открытое Богом, и потому должно быть твердо и решительно исповедуемо всеми верными». «Пресвятая Дева, — пишет римо-католический священник С. Тышкевич в своем „Пространном катехизисе“, — была предохранена от осквернения первородным грехом… в мгновение сотворения Ее души и соединения ее с зачатой плотью. Творец не допустил, чтобы Пренепорочная хотя бы только в период Ее утробной жизни пребыла лишенной благодати и как бы под властью греха» (с. 52). «Мария была сохранена от всякого пятна первородного греха с первого момента Ее одушевления, и освящающая благодать была дана Ей ранее, чем грех мог произвести какое-либо действие на Ее душу… сущность первородного греха была исключена, она никогда не была в ее душе. Одновременно с изъятием от греха состояние первородной святости, невинности и праведности… было возложено на нее, каковым даром каждое пятно и порок, все поврежденные душевные искривления, страсти и немощи, по существу принадлежащие первородному греху, были исключены», — говорит римо-католический богослов Улларторн.

«Творец не допустил, чтобы Пренепорочная хотя бы только в период Ее утробной жизни пребыла лишенной благодати»… Странно звучат слова этого нового учения. Разве лишил Господь ищущих Его и к Нему в Ветхозаветном периоде стремившихся благодати Своей? Да, первородный грех повредил, искривил человеческую природу, сделав ее неспособной к выполнению Божьего замысла о человеке, однако и после этой испорченности грехом в природе человеческой оставалось нечто доброе, что дало возможность покаяния Адаму и Еве, вследствие чего были возможны и в Ветхом завете примеры великой Святости и, наконец, явление Пресвятой Девы. Да и пророки и ветхозаветный царственный Псалмопевец свидетельствуют, что после грехопадения не лишил Господь человечество Своих даров благодатных. «Духа Твоего Святаго не отыми от мене», «Духом Владычним утверди мя», «от чрева матере моея Ты еси мой покровитель», — слышим мы из уст ветхозаветных мужей, и, наряду с зачатием Пресвятой Девы, чтит Церковь и зачатие Иоанна Предтечи.

Будучи всецело, душою и телом, дщерью Адама, оставаясь причастной первородному греху — ибо он неотделим от ветхозаветной природы человеческой — Дева Мария сделала первородный грех в Себе лично бесплодным, чем посрамила дьявола.

«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах». Нельзя допустить, говорят римо-католики, что ангел приветствовал словом «Благодатная» ту, которая причастна первородному греху. Римо-католики не замечают, как, стараясь возвысить Пречистую, они умаляют Ее достоинство и заслуги. Действительно, что выше, в смысле нравственном и религиозном: достижение непорочности Девы в результате Ее личного подвига жизни в Боге, в результате совместного действия Ее свободной воли и Божией благодати, — или же получение Пресвятой Девой непорочности в результате механического действия на Нее «сверхъестественных даров благодати»?

«Обрела еси благодать у Бога», — сказал Архангел Пречистой. Обрела подвигом чистой и непорочной жизни. «Обрела» — что значит это слово? Это значит: приобрела, достигла, заслужила. А наитие Святого Духа («Дух Святый найде на Тя») совершенно освятило недра Девы Марии для воплощения Бога Слова.

За догматом о непорочном зачатии последовало провозглашение в 1950 году догмата о воскресении и вознесении Девы Марии, и этот новый догмат явился логическим выводом из догмата о непорочном зачатии, ибо, если Матерь Божия была изъята из общего закона первородного греха, то Ей, естественно, даны и дары сверхъестественные — праведность и бессмертие, и Она, подобно прародителям до грехопадения, не должна была подлежать закону телесной смерти.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home