Сундукян, Габриел Мкртичевич

Габриэл Мкртичевич Сундукян

армянский драматург, писатель
Дата рождения: 11 июля 1825
Место рождения: Тифлис
Дата смерти: 29 марта 1912
Место смерти: Тифлис

Габриэ́л Мкрти́чевич Сундукя́н (11 июля 1825, Тифлис29 марта 1912, Тифлис) — армянский писатель, драматург.

Содержание

Биография

Родился в Тифлисе в богатой купеческой семье.

  • 18461850 — обучение на восточном отделении историко-филологического факультета Петербургского университета, получил степень кандидата восточных языков и назначение на должность переводчика в канцелярию кавказского наместника
  • 18501853 — работал переводчиком при канцелярии наместника Кавказа, затем начальником хозяйственного отдела Кавказского управления дорог в Тифлисе.
  • 18531858 — за передовые взгляды уволен со службы и сослан в г. Дербент
  • 1858 — вернулся в Тифлис

Всю жизнь состоял на государственной службе, дослужившись до генеральского чина.

Литературно-общественную деятельность начал в 60-е гг. До выхода Сундукяна на литературное поприще основными авторами театральных пьес были Каринян, М. Патканян, Пухикян, Э. Тер-Григорян, но их пьесы не стали основой роста и расцвета армянского театра. Один из организаторов армянского театра, с которым тесно связана вся его литературная деятельность. И один из зачинателей критического реализма в армянской литературе.

В реалистических пьесах показаны острые социальные конфликты. Его пьесы ознаменовали целый период в истории армянской драматургии. Сундукян отображал современную ему жизнь, утверждая победу реализма. Он вывел жанр комедии из рамок бытового водевиля и поднял его до уровня социальных обобщений. Сундукян показал процесс обуржуазивания армянского общества, обострение социальных противоречий. Реализм и демократизм Сундукян нашли яркое выражение в пьесе «Пэпо», где создан образ героя из народа.

В прозе Сундукяна наиболее значительна повесть «Варенькин вечер» (1877), «Беседы Амала» и «Беседы Адида», написанные в жанре публицистического фельетона. Пьесы Сундукяна переведены на многие языки мира.

Непревзойденный мастер художественного слова, строит блестящий, легкий сценический диалог. Множество фраз из его пьес вошли в жизнь, стали крылатыми выражениями.

Драматургия Сундукяна явилась школой для многих армянских актеров: Г. Чмшкян, М. Амрикян, Г. Тер-Давтян, Вардуи, а впоследствии О. Гулазян, Асмик, А. Аветисян, Г. Габриелян и мн. др.

Имя Сундукяна присвоено Армянскому драматическому театру (Ереван).

Сочинения

  • «Ночное чихание — к добру», или «Чихнуть на ночь — к добру» (постановка 1863, изд. 1866) — пьеса
  • «Переполох», или «Скандал» («Хатабала», 1866, изд. 1881) — пьеса
  • «Оскан Петрович на том свете» (1866, изд. 1899) — пьеса
  • «Прочие, или Новый Диоген» (1869, изд. 1907) — пьеса
  • «Ещё одна жертва» (1870, изд. 1894) — пьеса
  • «Пэпо» (премьера 30 апреля 1871, изд. 1876) — пьеса
  • «Разорённый очаг» (1873, изд. 1883) — пьеса
  • «Варенькин вечер» (1877) — повесть
  • «Супруги» (1888, изд. 1893) — пьеса
  • «Банный узел» (1907) — пьеса
  • «Любовь и свобода» (1909, изд. 1910) — пьеса
  • «Завещание» (1912) — пьеса
  • «Беседы Амала» (1912) — публицистический фельетон
  • «Беседы Адида» (1912) — публицистический фельетон


  • В русском переводе:
    • Избранное. (Вступительная статья Арутюняна Сундукяна) (Москва, 1953)
    • «Пэпо», Перевод В. Тэряна, «Сборник армянской литературы», под ред. М. Горького, изд. «Парус», Петербург, 1916

Литература

Абов Г., «Габриэл Сундукян» (Ереван, 1956)

Ссылки


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home